Во всем мире на передовой борьбы с коронавирусом находятся медики. И казахстанские врачи и медсестры не исключение. Более того, учитывая состояние отечественной медицины, рискнем предположить, что не просто на передовой, а в особо опасной зоне. И в качестве примера предлагаем историю, рассказанную Рэмом Нигматулиным в Facebook, о тяжелых буднях врача Ильи Логвиненко.
Илья Алексеевич Логвиненко – известный в столице Казахстана врач-анестезиолог, специализирующийся на акушерстве, завотделением реанимации горбольницы №3. В самом начале объявления пандемии в стране — 21 марта, он заступил на опасную вахту — в созданный на базе противотуберкулезного диспансера covid-изолятор.
Илья — наш друг, талантливый исполнитель бардовских песен. Один из организаторов ежегодного фестиваля авторской песни «Астана». Веселый, остроумный человек, и, как говорят его коллеги и бывшие пациенты, – врач-реаниматолог высокого класса.
Недавно в Казахстане отмечался День медицинского работника, а на днях Илье позвонили из акимата города Нур-Султан, и спросили: «Сможет ли он прийти на вручение ему государственной награды – ордена «Курмет»?»
На что врач отшутился: «Куда уж там, мы же изолированы! Да так, что дальше некуда!». По его словам, он потом загуглил в Интернете и очень удивился: «А орден-то, оказывается, солидный!»
На самом деле всем медикам, находящимся в зоне повышенного риска и запредельных нагрузок, сегодня не до почестей, и уж тем более не до шуток. Растет количество поступающих с COVID-19 и вирусной пневмонией. В реанимации, где работает Илья Логвиненко, только тяжелые больные. По его словам, все – на грани жизни и смерти. Врачи и медперсонал страшно устали, работают за двоих, и еще за «пол-третьего». Трудно без семьи, без домашнего уюта, Илья очень скучает по жене и дочке.
Сегодня он работает на одном из самых сложных направлений – борется за жизнь беременных женщин с осложнениями от коронавируса и пневмонии, участвует в проведении операций.
— Самую первую пациентку, гражданку Украины (в положении) с ковид и осложненной пневмонией, нам удалось поднять на ноги. Какая была радость! Ее провожали всем отделением! Да и примета хорошая. Потом количество тяжелобольных стало возрастать, и если доктора жили сначала в больничных палатах, то вскоре их пришлось освободить для пациентов и переехать в «Хилтон», где для врачей создали условия для проживания. За два месяца из сорока тяжелых пациентов мы потеряли пятерых, бросили все силы на их лечение, но в ряде случаев сделать уже было ничего нельзя, – рассказал Илья.
Реанимация, объясняет доктор, это своего рода протезирование. Это замещение утраченных функций организма. Не бьется сердце – производится наружный массаж. Нет дыхания – искусственная вентиляция легких. Организм защищается от легочной инфекции кашлем, но после введении 10-миллиметровой трубки ИВЛ это становится огромной проблемой – пациента приходится «выключать» медикаментами и одновременно следить, чтобы мокрота не забила трубку, чтобы не разрядились батареи. Увы, когда дело доходит до интубации – ситуация очень тяжелая, иногда безнадежная.
Это огромная ответственность, большой труд, нервное напряжение. Добрая половина пациентов реанимации нуждается в заместительной почечной терапии – «искусственной почке». На все это накладывается нехватка персонала, и особенно реаниматологов – во всех отделениях.
В один из таких сложных дней благодаря Илье в отделении родился малыш от мамы, заболевшей коронавирусом в тяжелой форме. Живы оба, благодаря усилиям врачей реанимации.
— Хотел бы сказать о моих коллегах «первого призыва», — говорит Илья. — Все они до сих пор работают в режиме нарастания второй волны коронавируса, круглосуточно, без отпусков и выходных. Это врач-реаниматолог Ольга Моногенова – она ведущий специалист по реанимации ковид в городе; врачи-реаниматологи Каракоз Оспанова, Елдос Бахтыбаев, Жомарт Темиргалиев, Ербулан Серикпаев; врач-инфекционист Наталья Дмитриева. Это профессионалы высшей пробы и психологически очень устойчивые люди, которым, тем не менее, тоже нужны поддержка и помощь, — говорит Илья Логвиненко.
Узнав, что я хочу написать о нем пост, Илья расхохотался и в обычной своей манере выдал анекдот: «Батюшка, а вот женщину в пост – можно? Можно, сын мой, — отвечает батюшка, — но только нежирную!».
— Если серьезно. Отчетливо вижу, что растет количество больных и объем моей работы. Результаты хорошие, большинство больных мы сумели поднять на ноги. Но, поймите, этот вирус поражает самую уязвимую часть общества — больных и пожилых. Если это убедит беспечных: первому умершему от коронавируса в моем отделении было всего пятьдесят лет – он был почти моим ровесником… От соблюдения элементарных правил гигиены зависят жизни людей. То, что происходит — по людским потерям, тяжести, последствиям, затратам – это настоящая война. Мы, медработники, на ее переднем крае, но то, каким будет результат борьбы, зависит от каждого казахстанца, — убежден Илья.
Дорогой Илья Алексеевич! От всей души поздравляем с заслуженной высокой государственной наградой! Крепкого здоровья, бронебойной защиты от коронавируса, новых профессиональных высот!
ОТ РЕДАКЦИИ
Мы присоединяемся к поздравлениям и выражаем благодарность всем медикам, оказавшимся сегодня на передовой в борьбе с COVID-19. Необходимо большое мужество, чтобы работать в системе здравоохранения, особенно сейчас, особенно в Казахстане.
Мы также просим читателей делиться с нами своими историями — пишите на почту редакции [email protected] или оставьте нам сообщение в Facebook и Instagram.
БОЛЬШЕ ПРО COVID-19:
СПРАВОЧНО: симптомы коронавируса
ВАЖНО: как себя защитить?
ИНСТРУКЦИЯ: как пользоваться масками и перчатками
СПРАВОЧНО: где пройти тест на COVID-19
ОБЪЯСНЯЕМ: когда нужно носить маски