В ночь на минувшую пятницу Касым-Жомарту Токаеву не спалось. Немногим за полночь он твитнул идею о том, что надо все-таки говорить правду, какой бы она горькой не была. Это он не про то, что является марионеточным президентом, не про справедливые выборы и не про честность всех сделок на государственном уровне. Речь шла про пневмонию, которая тоже наносит большой урон здоровью и жизни казахстанцев. В общем, «чем больше прозрачности и взаимного доверия, тем быстрее мы вместе справимся с этой напастью».
До полудня следующего дня Минздрав уже «взял под козырек», заявив, что теперь атипичную пневмонию будут считать за COVID-19. Тут же посыпались чуть ли не ликующие посты с констатацией «лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «наконец-то правительство поняло, что от правды не убежишь» и дальше в том же духе. Однако здесь следует обратить внимание на два существенных факта, которые для многих проскочили незамеченными (случайно незамеченными или просто не захотели видеть – вопрос отдельный).
Во-первых, правду решили говорить только с 1 августа.
Это почему так? Могли бы, например, сказать, со 2-го хотя бы (именно до 02.08.2020 жесткий карантин был продлен, как известно), и можно было надеяться, что взлет зараженных и заболевших пойдет на спад. С другой стороны, к этому времени уже истечет (неделю как) срок, данный президентом правительству на исправление катастрофической ситуации.
Это как: «да, я все сделаю, уберу игрушки и выучу уроки, но позже». Или: «все заплачу в полной мере, но в другой раз». В общем, чисто по-казахски получается – отложить на потом. Понятно, ведь власть может испытать серьезные перегрузки от того, что вдруг начнет правду говорить, когда три десятка лет твердила обратное. Более того, тех, кто пытался излагать все, что происходит на самом деле, блокировали, судили, зачищали, убивали.
Во-вторых, следует вслушаться в, казалось бы, обнадеживающие высказывание нового министра здравоохранения.
В ходе прямого эфира Алексей Цой сказал следующее:
«Министерство здравоохранения всецело понимает, что изменение подходов к учету приведет к ухудшению позиций Казахстана в международном рейтинге заболеваемости и смертности от коронавирусной инфекций».
Мы тоже понимаем, что вы понимаете, господин министр. Но тут складывается ощущение, что именно мировой рейтинг больше волнует власти, чем жизнь и здоровье казахстанцев. Конечно, у них своя статистика – та самая, которая считается третьей фазой лжи, но сейчас они просто вынуждены говорить правду.
Впрочем, здесь нужно отметить, что и эта правда весьма сомнительна – нет веры даже объединенным цифрам, как и потенциально нет доверия властям, даже если вдруг они начнут откровенничать.
Но в этой истории с новой стратегии партии и правительства следует учитывать один факт. Многие укоряют министра здравоохранения за то, что он зашевелился только после твита президента Казахстана. На самом деле, это просто логическая цепочка. Вы же не думаете, что Цой прочитал полуночную шифровку Токаева и его осенило? И в АП, и в Минздраве все было заранее подготовлено. Но что послужило толчком к «горькой правде»? Желание прозрачности? Как бы не так – режим даже при хорошем министре и дипломатичном президенте просто физически не способен на это.
На самом деле все более банально.
К таким признаниям Казахстан вынудила Всемирная организация здравоохранения. В нашем Минздраве недавно признались, что ведут переписку с ВОЗ относительно природы «неизвестной казахстанской пневмонии» и общей статистики заболеваний коронавирусной инфекцией. Более того, к моменту этих признаний из ВОЗ уже было получено письмо с настоятельной рекомендацией пересмотреть отношение к выявлению этих болезней.
Таким образом, говорить о внезапном просветлении Токаева, Цоя и иже с ними не приходится. Как не приходится и ждать от них и полной, всеобъемлющей правды, будь то завтра, в ближайший понедельник или 1 августа.
Это уже диагноз режиму, который уже давно поставлен ему обществом и который сейчас находится в стадии обострения. И здесь только оперативное вмешательство поможет. Возможно, с этим согласится не только ВОЗ, но и ООН, Госдеп, Европарламент и другие западные и международные институты, знающие, что происходит в Казахстане. И это самая настоящая горькая правда для властей, а не та самая правдивая ложь (или ложная правда – без разницы), которую нам в очередной раз пытаются пропихнуть.