За десять дней ситуация с пандемией, захлестнувшей Казахстан, почти не поменялась. Массового тестирования так и не проводится, инфекционные отделения переполнены, в аптеках по прежнему нет элементарных лекарств. За бардак, который творится с нашей эпидемиологической статистикой стыдно перед всем миром.

Через пять месяцев (!!!) после начала пандемии выяснилось, что свой урожай смерти в стране собирает некая «пневмония неизвестной этиологии». Министерство здравоохранения  в очередной раз демонстрирует свою профессиональную несостоятельность и только под давлением общественности и ВОЗ вынуждено было признать связь пневмонии с коронавирусной инфекцией.

А глава государства озабочен, прежде всего, поисками тех, на кого можно будет списать собственные провалы. Если в марте Касым-Жомарт Токаев, не моргнув глазом, объявлял своими указами режим ЧП (впервые за всю историю современного Казахстана), то теперь он переквалифицировался в блоггеры. Твиттер президента анонсирует нам будущие решения межведомственной комиссии и Минздрава. Он же обещает еще одну раздачу МЗП – те самые 42 500 – всем «нуждающимся».

Дуализм на нашем властном Олимпе накладывает свой отпечаток на всю политику, в том числе экономическую и социальную. Тот, кто поручал правительству новую раздачу пособий, прекрасно понимал, что общественный запрос на них будет не меньше, чем в апреле-мае. Так же, как и то, что таких денег (примерно полмиллиарда долларов в месяц) в его резервах на чрезвычайные случаи нет. Другими средствами государственного бюджета премьер-министр самостоятельно не распоряжается. Для перераспределения статей расходов нужно созывать распущенные на каникулы палаты парламента, а так же просить новых траншей из Национального фонда.

Другой вариант – президент может подписать еще один чрезвычайный указ. Однако он предпочитает держать дистанцию. Самоизолировался.

Токаев знает, что своими «поручениями» ставит правительство в весьма уязвимое положение. Вторая волна выплат будет сильно ограничена в объеме и, стало быть, общественного скандала избежать не получится. Пик народного недовольства придется в аккурат на срок, когда Токаев грозился поставить очередную окончательную оценку работе кабинета Аскара Мамина.

Из всего происходящего можно сделать вывод о том, что президент намеренно подставляет правительство, назначенное его предшественником. Но способен ли он сам сформировать свой, более эффективный в кризисной ситуации кабинет министров? Тут есть объективные сомнения, ибо ломать – не строить.

В своем последнем обращении к казахстанцам Токаев заявил:

«Сейчас мы находимся на войне. Поэтому от каждого руководителя требуется максимальная эффективность в решении оперативных вопросов и поручений. Не стоит бегать от ответственности и заниматься бюрократией. Борьба с пандемией требует напряжения всех сил, инициативности, принятия на себя ответственности, лидерства».

Тут правомерно задаться вопросом — распространяются ли высказанные главой государства тезисы на него самого?

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.