Сегодня, когда эмоции поутихли, самое время попробовать трезво оценить происшедшее и посмотреть, что мы имеем в сухом остатке?
Конечно первое и самое очевидное – это позорное предательство Амиржана Косанова всех тех, кто ему поверил и поддержал его кандидатуру на выборах. Сегодня его можно только пожалеть — человек стал символом политической нечистоплотности в казахстанской политике. Косановщина – это клеймо, которое теперь будут ставить на всех продажных политиках. Не завидую я ему.
Оборотная сторона этой позорной медали – выигрыш команды Токаева, сумевшей устроить этот обман. Они блестяще разыграли косановскую карту и обеспечили победу Токаеву на выборах. Кроме этого Косанов помог им избежать протестов возмущения, по поводу сфальсифицированных результатов голосования, поспешив признать победу Токаева. Не учли одного – возникновения стихийного движения независимых избирателей, которые в итоге сломали Акорде хэппи-энд на выборах.
Ведь голосование планировалось в привычном режиме игры в одни ворота, когда ангажированные избиркомы забрасывают в урну нужное количество бюллетеней кандидату от власти. Так было всегда, так планировали и в этот раз. Предполагалось, что Косанов и его наблюдатели не станут усердствовать в поисках справедливости и пересчета голосов и все обойдется без большого скандала.
Однако независимые наблюдатели сорвали эту часть сценария Акорды там, где они смогли организовать наблюдение. Их данные поставили б-о-о-ольшой вопрос на легитимности победы Токаева. А в одном случае власти были пойманы конкретно на фальсификации результатов голосования. Собственно эти результаты голосования и стали отправной точкой для осмысления расклада политических предпочтений в стране – тех кто «за» и кто «против».
Анализ результатов голосования, полученных на участках, где были независимые наблюдатели, показывает небывалый протестный потенциал, накопившийся в обществе. Понятно, что люди голосовали не столько за мало им известного Косанова с невнятной половинчатой позицией, сколько против Токаева, который олицетворял продолжение курса Назарбаева.
Независимые наблюдатели зафиксировали в среднем примерно 40% голосов, отданных за формально «оппозиционера» Косанова. Этот показатель можно считать уровнем протестности в стране. Уровнем усталости людей от лидеров старой власти и желания их поменять. С учетом всего этого, если бы независимые наблюдатели были на всех 10 тысячах избирательных участках, то, скорее всего, пришлось бы проводить второй тур, а это уже достаточно тревожно для Акорды.
Второй тур это признание, что с монополией на власть покончено, и в стране появилась новая политическая сила, с которой нужно считаться. Я думаю, на этих выборах мы были очень близки к такой ситуации.
В моем понимании главный результат прошедших выборов это не сомнительная победа Токаева и не предательство Косанова, а именно демонстрация высокого недоверия казахстанцев к нынешней власти. Это выразилось, с одной стороны, в выходе людей на акции протеста, а с другой — в мощном протестном голосовании за формально кандидата от оппозиции (понимай, против кандидата от власти).
Недоверие к власти наконец-то с уровня кухонных разговоров поднялось до политического уровня и было зафиксировано на уровне 40 процентов. Отличный результат. Я расцениваю это как победу.
Как это ни парадоксально, руку к этому приложили все: и Аблязов со своей агитацией и акциями протеста, и активисты, агитировавшие за участие в выборах на стороне кандидата от оппозиции, и те люди во власти, которые реализовали «многоходовочку» с Косановым, и даже Косанов, сыгравший роль политического провокатора. Итогом стала демонстрация народного недоверия к власти. Отличный результат, с чем я всех и поздравляю.
О силе недоверия свидетельствует такой момент: Косанов, работая по сценарию Акорды, целенаправленно саботировал собственную предвыборную кампанию. По сути никакой серьезной агитации с его стороны не было. Все делалось формально, чтобы создать иллюзию агитации. Тем не менее значительная часть избирателей пошла и проголосовала за никому неизвестного Косанова. Это говорит о том, что многие люди готовы голосовать даже за «кота в мешке», чем за человека из власти. Хорошая иллюстрация потери доверия власти и желания перемен.
Действительно, ситуация удивительная. Вдумайтесь, мало кому известный кандидат, не проводя серьезной агитационной кампании, с невнятной программой «ни вашим, ни нашим», получил на выборах 40% голосов только потому, что назвался оппозиционером. А теперь представьте, что было бы, если на месте Косанова оказался харизматичный, бескомпромиссный кандидат, внятно и четко артикулирующий свое несогласие с политическим курсом Назарбаева-Токаева и сумевший провести мощную предвыборную кампанию. Нет сомнений, что в этом случае количество голосующих за оппозицию существенно бы увеличилось.
Это я к тому, что достаточно было назваться оппозиционером, чтобы собрать почти половину голосов избирателей. Феноменальный результат, свидетельствующий, что казахстанцы настолько устали от старой власти, что готовы голосовать за любого, кто против нее. Думаю, что это поняли и в Акорде, это не могло их ни напрячь.
При таком уровне протестности в Акорде наверняка осознали всю степень рисков потерять власть на следующих выборах. Именно поэтому они кинулись восстанавливать доверие людей к себе, создав Национальный совет общественного доверия. Но инициатива не нашла поддержки, как это бывало прежде, у основной массы общественных лидеров и активистов. Совет получился ущербным, не представительным, состоящим преимущественно из людей, которым самим требуется восстановление доверия в общественном мнении. Это тоже о многом говорит.
В свою очередь демократически ориентированная часть казахстанского общества, осознав силу гражданского активизма на прошедших выборах, нацелена на реванш за поражение на выборах. Не спадает активность движения наблюдателей, ориентированных повторить свой гражданский подвиг но уже в масштабах всей страны. Создаются новые молодежные организации. Предпринимаются попытки модернизации имеющихся партий, озвучиваются инициативы создания новых партий. В социальных сетях не стихают дискуссии о предстоящих парламентских выборах. Гражданская активность в стране на подъеме. Так что вопреки усилиям сценаристов из Акорды ситуация развивается в нужном позитивном направлении.
Парадоксально, но именно благодаря обману с выдвижением кандидата от оппозиции противники режима Назарбаева узнали, что их много, и поверили в то, что победить на выборах в принципе можно даже при всех препятствиях, какие устраивает власть. Для этого нужно – активное участие большинства населения в голосовании и наличие независимых наблюдателей и, когда это требуется, выходить на протесты.
Благодаря предательству Косанова многие стали понимать, что от них тоже что-то зависит в стране. Люди почувствовали свою силу, силу гражданского общества. Не все, конечно, ноющих по углам и в соцсетях пока больше, но процесс пошел, и тех, кто готов прилагать усилия для изменения ситуации в стране, становится все больше и больше. Это радует и вселяет надежду, что урок, полученный на прошедших выборах (спасибо иудушке Косанову и его кураторам из Акорды) не пройдет даром и поможет гражданскому обществу Казахстана сделать правильные выводы на будущее.