Кризис, в результате которого на улицы городов выходят не только недовольная молодежь, национальные меньшинства, но и представители среднего класса, затронул многие государства с развитой политической системой и сложной экономикой. Глубинные исследования выявили наличие проблем в ценностной шкале обществ с высоким уровнем образования и профессиональной подготовки. Можно предположить, что есть такого рода проблемы и в постсоветских автократиях, но в государствах с жесткой административной системой такие исследования либо не проводятся вообще, либо их выводы закрыты для публики, поэтому какие-либо определенные выводы сделать сложно.

Тем более интересно получить возможность настоящего сравнительного анализа на базе исследований, проведенных по единой программе одновременно в разных государствах. И в этом году такая возможность представилась после того, как были опубликованы результаты седьмой серии так называемого Всемирного обзора ценностей (World Values Survey, WVS).

Что такое WVS?

Социологи опрашивают представителей всех слоёв населения, используя стандартизированные опросные листы, посредством которых измеряют изменения в ценностях, касающихся религии, отношений полов, трудовой мотивации, демократии, системы управления в стране, социального капитала, участия в политической жизни, толерантности, защиты окружающей среды и субъективного ощущения благополучия. (Из Википедии)

World Values Survey (WVS) — это исследовательский проект, который ведут социологи со всего мира. Они изучают ценности и их воздействие на социальную и культурную жизнь.

Исследования в рамках этого проекта начались еще в 1981 году, но тогда они проводились исключительно в развитых государствах. Постепенно их круг расширялся. Сейчас социологические исследования проводятся по единой программе почти в ста странах. В результате можно говорить о ценностной матрице 90% населения земного шара.

Обычно эту матрицу называют диаграммой Инглхарта (по имени социолога Рональда Инглхарта, который и стал инициатором всей программы). Она показывает распределение стран в пространстве, образуемом в двух системах координат — Ценностей выживания/ Самовыражения и Традиционные/Секулярно-рациональные ценности.

Картина по Казахстану

В итоге сравнительного анализа на основе исследования WVS получается весьма интересная картина.

Главный вывод: ценности выживания в Казахстане более близки посткоммунистическим восточноевропейским странам, а также странам Азии и Африки, чем жителям Западной Европы и англоязычным странам, которые больше склонны  к  самовыражению. Но есть еще и другие наблюдения, о которых мы будем рассказывать нашим читателям в небольших заметках.

Выводы социологов о том, как устроена внутренняя матрица граждан Казахстана, может вызывать согласие, отторжение и даже недовольство, но, в любом случае, она дает хорошую пищу для ума.

Первая тема — положение женщины в обществе. Она интересна для всех постсоветских обществ, которые, как считается, прошли путь «обратной трансформации» — от авангарда до полной отсталости. И республики советской Средней Азии двигались в обратном направлении особенно быстрыми темпами.

Но именно для Казахстана эта тема важна еще и потому, что позволяет позиционировать цивилизационное положение государства — это государство Европы, Азии или Евразии?

Показательные ответы на показательные вопросы

Давайте посмотрим, какие вопросы задавались в исследовании на эту тему и какие ответы были на них получены.

«У мужчин больше прав на занятие рабочего места?» Ответ на этот вопрос предполагает жесткое разделение позиций мужчины и женщины в обществе. По сути высокий уровень положительных ответов доказывает существование патриархата. Не столько в семейном понимании, но и в общественном.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что самым низкий процент ответивших на этот вопрос в категорически утвердительной форме (в нашей выборке стран) был у Германии. Здесь только 1,4% согласились с такой постановкой вопроса в категорической форме. Ближе к Германии оказались балтийские государства — бывшие республики советской Прибалтики.

Самым высоким — 45%, оказался уровень категорически положительных ответов в Кыргызстане. С чем это связано, понять сложно.

В Казахстане этот показатель оказался хоть и меньшим, но также достаточно высоким. И примерно соответствует показателям, зарегистрированным в Армении и Азербайджане.

Кстати, респондентов Кыргызстана больше всех волнует и вопрос о том, что женщины могут получать доход выше, чем мужчины. Это серьезная проблема для трети кыргызских респондентов.

В Казахстане этот показатель находится на уровне с Россией и Турцией. Но это далеко не европейские и не китайские отметки.

(Заметим, что Китай в своих ответах демонстрирует больше европейских показателей чем азиатских, опровергая известное противопоставление и доказывая факт наличия уровня общецивилизационного развития).

Зато Казахстан находится в одной лиге с Германией в оценке труда домохозяек — 18% в Германии и 14,5% в РК считают, что быть домохозяйкой – прекрасно.

На этих же отметках находится и Россия.

Можно было бы списать это равенство на то, что в советские времена быть домохозяйкой было в принципе не только непрестижно, но и сложно, но это опровергается высоким показателем (снова) Кыргызстана. К сожалению, мы не можем сравнить эти показатели с другими экс-советским государствами из-за отсутствия данных.

Оценки управленческих качеств женщины в Казахстане находится на уровне Грузии и России, что также существенно ниже, чем в европейских странах, и выше, чем в Азербайджане и Армении.

Цивилизационная близость последних особенно интересна с учетом известных антипатий этих двух государств, которые де-факто находятся в состоянии войны с конца 80-х гг. Это еще раз говорит о том, что людей сближают (и разделяют) не этнические или религиозные факторы, а уровень цивилизации как таковой.

Продолжение следует

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.