На брифинге в Алматы глава Национального банка Казахстана Ерболат Досаев рассказал журналистам о смене вектора инвестиционной политики Национального фонда республики. Теперь она должна обеспечивать не только сохранение накоплений, но и их рост.
Согласно статистике Национального банка, только в первом полугодии погашение и обслуживание государственного внешнего долга обошлось казне в 734,8 миллионов долларов. Квазигосударственный сектор отправил на те же операции 6,5 миллиардов долларов.
На большие долги чиновников и госкомпаний обратил внимание сначала Касым-Жомарт Токаев, а потом депутаты. И если президент дал конкретные поручения, то народные избранники ограничились общей критикой и недовольством.
«Говоря о фискальной политике, президент высказал мнение, что следует выдерживать политику постепенного снижения трансфертов из Национального фонда. По его словам, обращаться туда нужно только в случаях крайней необходимости. «Правительство должно в первую очередь полагаться на доходную часть республиканского бюджета. Национальный банк обязан пересмотреть подходы в управлении средствами Нацфонда в целях повышения получаемых инвестиционных доходов. Правильное управление активами способно существенно повысить объем Нацфонда, — отметил Токаев», — говорится в информационном сообщении Акорды от 15 октября.
23 октября на пленарном заседании мажилиса парламента министр национальной экономики Руслан Даленов пообещал сократить объем трансфертов из Нацфонда.
«В 2022 году объем трансферта сократиться на 100 млрд тенге. В 2023-2025 годы ежегодно будет сокращаться на 200 млрд тенге. А начиная с 2025 года объем гарантированных трансфертов сократить до 2 трлн тенге», — заверил глава МНЭ.
Концепция новой бюджетной политики предполагает, что отношение госдолга и квазигосударственного долга не должно превышать 60% от ВВП страны. Кстати, на первое июля этот показатель составлял 47,8%. При этом, траты на обслуживание и погашение госкредитов не должны превышать 15% от доходов республиканского бюджета, включая трансферты из Национального фонда.
У Национального банка и экономического блока правительства есть общий план, согласно которому активы Национального фонда уже в 2025 году превысят 35% ВВП страны. Первое по плану – сокращение трансфертов из НФ, второе — улучшение администрирования нефтяных поступлений в Нацфонд, третье — управление активами и четвертое – разработка новых фискальных правил.
Два последних направлениях и прокомментировал на брифинге глава Нацбанка, объяснив план регулятора так:
«Примерно 50 млрд долларов – это сберегательный портфель Национального фонда, он консервативный. 10 млрд долларов — в стабилизационном портфеле. Полагаю, до конца 2021 года мы снизим вложения из этого портфеля в облигации развитых стран — доходность по ним низкая или отрицательная».
Здесь Ерболат Досаев не кривит душой. Еще в конце лета агентство Bloomberg сообщило, что примерно 30% всех ценных долговых бумаг в мире с инвестиционным рейтингом сегодня имеют отрицательную доходность.
«Чтобы повысить доходность мы будем вкладывать деньги в гособлигации развивающихся стран, корпоративные облигации инвестиционного уровня. У этих бумаг высокий рейтинг, и они дают проценты», — пояснил главный банкир.
Что касается фискальной политики, то Ерболат Досаев высказал мнение, что она должна быть синхронизирована с бюджетной и денежно-кредитной:
«Наша задача – это сохранение и преумножение средств Национального фонда. Нужно обсудить механизмы, чтобы бюджетная, фискальная и денежно-кредитная политики были синхронизированы. Фискальная дисциплина налогов и платежей должна перейти на новый уровень».
Получится ли?