«Перевод времени не повлиял на энергопотребление Казахстана» —  Минэнерго.

_

«Мы стали больше покупать электроэнергии», — глава Минэнерго.

_

«Повторите школьный курс «Природоведения», — мажилисмен казахстанцам. 

_

«Они съели солнце как тот крокодил», — казахстанцы.

Переход Казахстана на единый часовой пояс постепенно превращается в фарс — что ни день, то новый повод. Фиксируем происходящие события. 

Краденое солнце

Основное недовольство казахстанцев по поводу перехода на 5-й часовой пояс (UTC+5) на территории всей страны — сокращение светового дня, особенно зимой, особенно в восточном регионе.

Проект «Просто журналистика» на днях выпустил репортаж из Усть-Каменогорска «Как в Казахстане ночь продлили, сократив день». Вкратце: 

«После 15 часов дня за окном уже темно. У ребенка уже нет концентрации внимания, следовательно ребенок не усваивает материал» — учительница средней школы. 

_

«Стало неудобно для пациентов в темное время приходить на прием, потому что есть риск получения травмы, особенно пожилым», — терапевт районной поликлиники.

_

«Нам предлагают раньше начинать работу и раньше заканчивать. Но мы строим в городе и есть нормативы по соблюдению тишины. Я не могу начать работать в 5 утра. А у меня есть план. Начинаю нести убытки», — руководитель строительной компании.

_

«Платеж электроэнергии, который был два года назад у среднего магазина — 70 тысяч тенге. Сейчас платим 220 тысяч в месяц. На рынках люди сворачиваются уже в три часа дня», — владелец магазина.

_

«У нас выросли счета за электроэнергию. Бизнес страдает, бизнес на грани разорения», — предприниматель. 

_

«Кем они в истории останутся? Они съели солнце как тот крокодил», — жители Усть-Каменогорска.

Летом, напомним, в ВКО были белые ночи — рассвет начинался около 3  часов. Люди жаловались на нарушение сна. Глава минторговли и интеграции Арман Шаккалиев тогда на жалобы жителей ВКО ответил, что время в Усть-Каменогорске изменится всего на 28–32 минут, что не является критичным для учетных систем и здоровья граждан.

Люди страдают не только на востоке страны. Например, еще в конце августа бизнесмен Айдын Рахимбаев, проживающий в Алматы, скромно попросил: «Верните, пожалуйста, время на натуральный биоритм». 

скрин с Instagram

К просьбе вернуть время присоединяются инфлюенсеры — блогеры и знаменитости с многотысячной аудиторией. Правда просьбы такие же скромные и неизвестно кому адресованные. 

А исследовательница Карина Жунусова в инстаграм опубликовала данные из Чили. Согласно им, сокращение дневного времени между 19:00 и 21:00 увеличивает преступность на 20%.

«Казахстан отказался от перевода на летнее время еще в 2005 году. Это привело к сокращению светлых часов вечером зимой в некоторых регионах. А в 2024 году было принято еще одно изменение — страна перешла на единый часовой пояс. Это затронуло 80% населения Казахстана». И теперь, как отмечает Жунусова, «в некоторых регионах население теряет светлые часы вечером, включая ключевой период между 19:00 и 21:00», — пишет Жунусова.

Правительство Казахстана переход на единый часовой пояс поддержало, заявил премьер-министр Олжас Бектенов 19 ноября, видимо, решив поставить точку в этом вопросе. Он считает, что все аргументы в пользу действующего часового пояса — исчерпывающие. 

«Правительство поддерживает это решение. Пятый часовой пояс географически охватывает большую часть территории страны. Поручаю министерствам торговли и информации провести более понятную информационно-разъяснительную кампанию», — сказал Бектенов.

Время не вернем, но деньги потратим

Предполагаем, что «информационно-разъяснительную кампания» будет проведена за средства из бюджета. Минздрав также в ближайшие три года будет изучать возможное негативное влияние перевода времени на здоровье казахстанцев за госсредства. Цена вопроса — порядка 100 миллионов тенге.

«По изучению часового пояса: заявка пришла, на трехлетний бюджет 160 миллионов тенге, но в реальности будет меньше, я думаю, где-то как минимум наполовину, порядка 90-100 миллионов. Почему? Потому что мы объявим конкурс сейчас. Заседание высшей научно-технической комиссии прошло буквально вчера. Мы объявим конкурс, и уже национальный научный совет будет определять реальную стоимость», — сообщил 20 ноября министр науки и высшего образования Саясат Нурбек.

Решение об изучении негативного влияния смены часового пояса было, напомним, принято в августе после рассмотрения петиции «Вернуть время назад» по возврату ранее действовавшего часового пояса. Минторговли и интеграции приняло решение отказать в удовлетворении петиции. Автор петиции попытался в судебном порядке обжаловать отказ, но получил отказ и в суде — казахстанская Фемида не нашла нарушений процедуры при рассмотрении петиции.  

Но вместе с тем Министерством торговли РК было поручено: 

  • Министерствам здравоохранения, образования и науки рекомендовано провести исследование влияния часового пояса UTC+5 на состояние здоровья населения в течение следующих трех лет.
  • Министерствам национальной экономики и энергетики рекомендовано провести мониторинг и анализ потребления электроэнергии в разных регионах, с учетом отопительного сезона и сезонных изменений.
  • Министерству труда и социальной защиты населения предложено разъяснить организациям и предприятиям возможность корректировки рабочего графика с учетом светового дня.

Отвечая на вопрос, возможен ли перевод времени обратно после исследования, министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев заявил:

«Речь не о возможности, речь о том, что по итогам трех лет у нас будут научно-обоснованное заключение о влиянии принятого решения. Прежде всего об отрицательных аспектах, если они будут».

Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек 27 ноября заявил в свою очерель, что правительство уже приняло «окончательное решение» о переводе времени и оно останется неизменным. Но исследования, раз уж общество просит,  провести надо.

«Последние несколько месяцев был большой общественный запрос: насколько была обоснована смена часового пояса. Министерство здравоохранения решило провести исследование, наше министерство поддержало. Мы запустили все необходимые процедуры, высшая научная техническая комиссия поддержала эту заявку. Для общего понимания, насколько это большая проблема, был запущен анонимный опрос. Теперь мы его передаем исследователям», — рассказал Саясат Нурбек в кулуарах мажилиса, причем сам он опрос не проходил.

Итоги опроса могут огласить когда будет завершено комплексное исследование, заявил министр, добавив, что ученые постараются не затягивать. 

Опрос был размещен 22 ноября в мобильном приложении eGov и пропал через три дня 25 ноября. Министр цифрового развития Жаслан Мадиев 26 ноября на брифинге в правительстве сообщил, что опрос завершен: 

«По достижению 200 тысяч участников готовы анализировать результаты этих опросников, поэтому по достижению количества респондентов, 200 тысяч этот опрос был завешен».

Тут вопрос к социологам, насколько это репрезентативная выборка, но, по словам Мадиева, якобы «достаточно хорошая».

Электропотребление растет, но не растет 

Заместитель главы правительства Серик Жумангарин и без исследований знает, что смена часового пояса не повлияла на здоровье и счета казахстанцев. Об этом он заявил еще 23 октября, отвечая на вопросы журналистов в правительстве:

«Многое не подтверждается. То, что идет ущерб здоровью, например. Во-вторых, то, что идет перепотребление электроэнергии – тоже не подтверждается. Есть аргумент такой, что рано приходится вставать и рано ложиться спать. Но это такой момент из разряда субъективных».

Об этом говорила и Тамара Дуйсенова, еще один зампремьера Казахстана: «По системе пользования энергией мы каких-то, значит, резких изменений, колебаний не видим». То есть из-за перехода на единое время казахстанцы больше света, по ее мнению, тратить не стали.

Между тем КазТАГ сообщил 11 ноября, что после перевода времени в Казахстане объемы закупа электроэнергии у России резко выросли. Информагентство, ссылаясь на корпорацию KEGOC, пишет:

«За девять месяцев 2024 года (с 1 марта по 30 сентября 2024 года) одна лишь корпорация KEGOC уже закупила электроэнергию у России почти на Т3 млрд больше, чем за 10 месяцев 2023 года (с 1 марта по 31 октября 2023 года)».

На следующий день после выхода на КазТАГе этой информации Минэнерго опубликовало официальное сообщение — перевод времени не повлиял на энергопотребление Казахстана:

«Пиковые нагрузки остались на прежнем уровне, единственное изменение заключалось в более раннем наступлении вечернего пика потребления. Однако, это увеличение было компенсировано снижением потребления в утренние часы. Анализ данных за январь-сентябрь 2023 и 2024 годов показывает стабильный рост потребления электроэнергии на уровне 4%. Данный рост обусловлен естественным увеличением потребления населения и экономики страны в целом, а не изменениями в часовых поясах».

Министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев данные госкорпорации KEGOC по закупам электроэнергии у России поставил под сомнение. 

«Я считаю официальным органом, уполномоченным в энергетике, министерство энергетики», — заявил Шаккалиев на брифинге 19 ноября.

Глава Минэнерго Алмасадам Саткалиев, комментируя 25 ноября информацию КазТАГа, сообщил:

«Понятно, что у нас потребление идет именно в пиковые часы, то есть в вечерние часы, когда мы потребляем наибольшие объемы электроэнергии, именно в этот период осуществляется закупка электроэнергии извне»

Но рост потребления электроэнергии не связан, по его мнению, с изменением часового пояса.

«Мы стали больше покупать электроэнергии и это связано с ремонтной кампанией, которую мы проводили масштабную. То есть на самом деле впервые, я уже об этом говорил, за многолетнюю историю Республики Казахстан беспрецедентные меры были приняты по поддержке энергоисточников. То есть, в полном объемы были проведены капитальные ремонты, причем не только на системообразующих ГРЭС, на теплоэнергоцентралях. Были масштабные деньги выделены собственниками, достаточно большие деньги были выделены из средств республиканского и местного бюджета. Были подняты зарплаты персоналу. Которые на период именно ремонта подразумевали вывод этих станций из эксплуатации. То есть в этот период закупалась электроэнергия из-за рубежа», — утверждает Саткалиев.

«Повторите школьный курс» и где тут логика

До перехода на единый часовой пояс 1 марта 2024 года Казахстан жил по двум часовым поясам UTC+5 и UTC+6, хотя фактически страна расположена в четырех географических часовых поясах: UTC+3, UTC+4, UTC+5, UTC+6.

Как сообщает DW, за последние 100 лет на территории Казахстана стрелки часов переводили 12 раз. Наиболее значимые реформы по изменению времени были проведены в 1957, 1980, 1991 и 1999 годах, в результате чего к 2000 году осталось только два часовых пояса — UTC+5 в западных регионах и UTC+6 в центральных и восточных областях страны.

Переход на летнее время был отменен в 2005 году.

Депутат мажилиса Еркин Абиль, инициатор перехода на единый часовой пояс, считает, что для Казахстана наиболее подходит UTC+5.

«Прежде чем обвинять других в невежестве — повторите школьный курс «Природоведения» и разберитесь для себя с часовыми поясами. На этом все, больше на эту тему в полемику не вступаю, у меня много других интересных дел».

Такой пост он выдал на своей странице в Facebook, объяснив «в последний раз очевидные вещи». 

скрин Facebook

Часовой пояс определяется долготой Гринвичского меридиана (каждый часовой пояс шириной 15 градусов), объясняет Абель. И часовой пояс UTC+5 охватывает основные казахстанские мегаполисы — Алматы (76 градусов восточной долготы), Астана (71 градус) и Шымкент (70 градусов). Усть-Каменогорск (82), Семей (80), Петропавловск (69) и Жезказган (68) находятся на его границах. 

«Те, кто говорит «давайте вечером при дневном свете ходить» (уже вторая петиция под названием «два часа вперед»), не говорят о том, что и утром светлеть будет на два часа позже. Сегодня восход в 7.20 (в Астане), при UTC+7 рассвет был бы только в 9.20, а в декабре — только в 10. Не жечь свет вечером, чтобы жечь утром — прекрасная логика!!!» — добавил депутат.

Действительно, где логика в едином часовом поясе, когда географически территория Казахстана расположена в четырех поясах?!

Эксперт в области энергетики Асет Наурызбаев логику нашел в лоббировании интересов владельцев электростанций:

«По поводу выгоды, этот лишний час, в который мы вынуждены использовать искусственное освещение, очевидно выгоден производителям электроэнергии. А министерство энергетики откровенно лоббирует интересы существующих электростанций – стратегия развития отрасли выглядит так, как будто Минэнерго подписало бизнес-планы этих компаний на десятки лет вперед. Я не удивляюсь, что основным выгодополучателем постановления являются угольные электростанции».

В соцсетях шутили: Токаев перевел время, чтобы с Путиным удобно было совещаться. 

Еркин Абиль считает, что возросшие счета казахстанцев за электроэнергию связаны с ростом тарифов, а не ее потреблением. Он также утверждает, что «в Казахстане есть сторонники природного времени». 

Коллеги Еркина Абиля, депутаты от партии Amanat, наоборот поддержали казахстанцев, выражающих недовольство единым часовым поясом, и просили правительство пересмотреть свое решение. Правда, это было еще в сентябре — до того, как правительство приняло то самое «окончательное решение». 

С чего все началось

О смене часовых поясов в правительстве заговорили в январе 2023 года.

Председатель комитета технического регулирования и метрологии (КТРМ) Минторговли РК Куаныш Еликбаев сообщил, что казахстанцы просят пересмотреть исчисление времени в соответствии с природным часовым поясом. В частности, по его словам, обращаются кызылординцы и жители Костанайской области. После этого Комитет сформировал Межведомственную комиссию по часовым поясам, куда вошли представители центральных госорганов, акиматов и научно-исследовательских институтов.

В октябре распространилась информация о том, что западные регионы будут жить по времени Астаны. Жители Актау пересылали друг другу отрывок документа, в котором говорилось: 

Скрин сообщения

«Установление единого часового пояса, в связи с чем западные регионы Казахстана, а именно: Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Кызылординская, Мангистауская области, в ночь с 30 ноября на 1 декабря 2023 года (в 00:00) переведутся на столичное время на час вперед».

В акимате Мангистауской области порталу Lada ответили, что им таких распоряжений не поступало и о рассылаемой информации им ничего не известно.

В ноябре депутат Еркин Абиль на заседании мажилиса заявил:

«Предлагаем в кратчайшие сроки завершить работу Межведомственной комиссии, выработать рекомендации и принять решение по введению единого часового пояса UTC+5». 

По его словам, еще с 2019 года жители Костанайской области просят его решить проблему несоответствия официального часового пояса и природного времени, разница между которыми составляет почти два часа. Такая разница более часа составляет в 13 областях, более полутора часов в 3 областях, говорил он тогда.  

В декабре в Усть-Каменогорске инициативная группа обратилась к акиму Восточно-Казахстанской области и депутатам парламента с требованием не переводить местное время на час назад. Их поддержала депутат сената от ВКО Ольга Булавкина, ранее занимавшая пост замакима Усть-Каменогорска.

«Белые ночи и жизнь на обратной стороне Луны. Так можно обозначить будущие реалии Восточного Казахстана. Именно это предлагается испытать на себе жителям ВКО в недалеком будущем», — приводит ее слова местное издание YK-news.  

19 января 2024 года Минторгов и интеграции официально сообщило:

«Внесены изменения в постановление Правительства «О порядке исчисления времени на территории Республики Казахстан». Согласно изменениям, устанавливается применение на всей территории страны единого часового пояса с 00:00 часов 1 марта 2024 года».

И теперь мы имеем то, что имеем.

Читайте также по этой теме:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!  

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8-777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.