Указ №184, который пресс-секретарь президента Казахстана назвал «дежурным», вызвал серию резонансных публикаций и несколько не очень убедительных комментариев высоких должностных лиц. Все это передает атмосферу замешательства, которая царит сейчас в управленческой элите.
Окружение Касым-Жомарта Токаева сильно обеспокоено последствиями и пытается сделать хорошую мину: мол речь идет только о формальном закреплении сложившихся правил игры. Но кого убедит детское оправдание «оно так и было»? Все уверения елбасы, дескать он «только советует», а решения новый глава государства принимает самостоятельно — не более чем лукавство. Поступать вопреки «советам», для Токаева означает пойти на конфронтацию, к которой он пока не готов.
На самом деле, не слова, а поступки Нурсултана Назарбаева свидетельствуют о том, что верховенство Токаева он признавать не хочет. Начиная с 20 марта и далее везде, он демонстрирует свое статусное превосходство. Экс-президент появляется на публике только в том формате, когда он будет занимать тор, восседать на самом почетном месте. На личной встрече с Токаевым в Назарбаев-центре дуумвиры располагались друг против друга, но первый сидел на кресле, а второй на стуле. И это не случайность, а четко продуманные действия.
Соперничество уже переместилось на международную арену. Поездки Нурсултана Назарбаева на всетюркский саммит, на интронизацию императора Нарухито — наглядное доказательство его стремления показать свое первенство даже во внешней политике.
Похоже, властедробительный эффект Указа оказался настолько мощным, что даже в «Библиотеке», почувствовали явный перебор. Дружественные семье елбасы СМИ отстрелялись серией публикаций о высокой популярности президента Токаева, снабжая их его отретушированными портретами. Но это тоже никого не успокоило.
Конспирологи, верящие во «второе пришествие» Назарбаева или его дочери, находят в 184-м Указе подтверждение своего тезиса: Назарбаев никуда не уходил, никакого транзита не было. Вместе с тем, именно сейчас стало очевидно, что президентская вертикаль не работает. Бывший президент продолжает оставаться самой влиятельной фигурой, но его власть реализуется по «серым схемам»: через Совет безопасности, Сенат, Мажилис и партию «Нур Отан». И, совершенно понятно, что «Библиотека» будет всячески усиливать свои структуры. Благо, пока Токаев не в состоянии пользоваться президентскими полномочиями, такая возможность есть.
Однако Касым-Жомарт Токаев много раз давал поводы не воспринимать его как послушного местоблюстителя. Уязвленное самолюбие может быть сильным триггером для такого поведения. Другое дело, он не нападает напрямую на своего предшественника. Критике подвергаются наиболее очевидные провалы в назарбаевском наследии и персоны из его ближнего круга. Осторожность новых хозяев Акорды оказывается бесполезной, поскольку елбасы любую критику принимает на свой, личный счет.
Уже сам факт соперничества на медийном поле открыто демонстрирует, что Назарбаев не относится к своему «преемнику» хоть с толикой доверия. Надо полагать, интуиция позднесоветского партаппаратчика заставляет его чувствовать надвигающуюся угрозу. В результате патриарх, на склоне своих лет, не почивает на лаврах «отца основателя», а вынужден проявлять давно невиданную активность. И это понятно. Время плохой для него союзник. Тем более, что сигналы из Кремля, гаранта и модератора казахстанского транзита, ничего хорошего ему и его окружению в перспективе не сулят.
Существенный признак противостояния в том, что нет никаких видимых признаков сотрудничества дуумвиров. После казуса с акимом Шымкента они, судя по всему, тет-а-тет не встречались.
Сомнительно, что Токаев будет терпеливо ожидать «естественного» хода событий. Ему теперь нужно доказывать своему окружению, тем, кто в него поверил, что он действительно глава государства. И тут еще одно важное замечание. Токаеву, как выясняется, внутри страны не на кого опереться. Кроме общественного мнения. Но это уже другая тема для политического анализа.