Ежемесячные итоги социально-экономического развития Казахстана продолжают удручать. Неуклонное падение экономики и снижение налоговых поступлений в бюджет. Но при этом, как заверяют министры, почти все отрасли реального сектора демонстрируют успешный рост.
«За 10 месяцев текущего года производство товаров выросло на 1,9%. При этом производство услуг сократилось на 6,1%. В результате, по оперативным данным ВВП снизился на 2,9%. Годовая инфляция составила 7,1%.
Почти все отрасли реального сектора и отдельные виды услуг демонстрируют положительные темпы роста. Это строительство (рост на 10,7%), информация и связь (на 8,2%), сельское хозяйство (на 5,2%), обрабатывающая промышленность (на 3,2%).
Вместе с тем, отмечается снижение в транспорте (на 17,3%) и торговле (на 9,4%), научной и технической деятельности (на 5,2%), операциях с недвижимым имуществом (на 4,6%), административном обслуживании (на 4,4%)», — заявил на заседании правительства 10 ноября министр национальной экономики Руслан Даленов.
Базовыми факторами (развития), по его словам, стали инвестиции в недобывающие сектора, кредитование экономики, рост реального сектора и стабилизация снижения сферы услуг. Так, за 10 месяцев инвестиции без учета горнодобывающей промышленности выросли на 14,7%.
Значительный объем инвестиций привлечен в жилищное строительство — 1,47 трлн тенге, или с ростом в 30% (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года), транспорт – 959 млрд тенге (рост на 8%), обрабатывающую промышленность – 661 млрд тенге (рост на 11%), сельское хозяйство – 413 млрд тенге (рост на 8%).
Отмечено «ускорение роста в отраслях обрабатывающей промышленности». В частности, фармацевтика ускорилась до 40%, легкая промышленность – до 16%, машиностроение – до 17%, автомобилестроение – до 54%. В целом, в обрабатывающей промышленности сохраняется рост на уровне 3,2%. При этом горнодобывающая промышленность снизилась на 3,1%. В результате, в целом индекс физического объема промышленности составил 99,4%.
При этом на государственной казне эти позитивные показатели роста, похоже, никак не отражаются. За 10 месяцев 2020 года в государственный бюджет поступило доходов на сумму 6,8 трлн тенге, что составляет 94,7% от плана. Неисполнение плана по налоговым поступлениям составило 820 млрд тенге.
Как пояснил министр финансов Ерулан Жамаубаев, основные суммы неисполнения приходятся на КПН и НДС.
На снижение сбора КПН повлияли падение цен по основным экспортным позициям в среднем на 12,5%; уменьшение поступлений от БВУ на 11,8 млрд тенге; увеличение количества бездействующих налогоплательщиков за 9 месяцев по сравнению с началом года на 8,1 тыс, в том числе юридических лиц – на 4,8 тыс; неполучение предприятиями ожидаемых доходов.
«За 10 месяцев половина плательщиков КПН в республиканский бюджет уменьшили авансовые платежи по КПН в сравнении с аналогичным периодом прошлого года», — сказал министр.
Основное уменьшение поступления НДС приходится на сферу горнодобывающей промышленности, где обороты упали на 32,6% или на 4,3 трлн тенге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также произошло снижение товарооборота с третьими странами по сравнению с 9 месяцами 2019 года на 13,2%, со странами ЕАЭС по сравнению с 8 месяцами 2019 года – на 12,2%.
Бюджетные потери частично, на 154 млрд тенге, компенсированы незапланированным ростом неналоговых поступлений (министр не уточнил, каких именно). Но в целом потери доходной части бюджета составили 667 млрд тенге.
Продолжает худеть и «подушка безопасности» — Национальный фонд РК. По данным Национального банка РК, активы Национального фонда составили 56,3 миллиарда долларов, сократившись за месяц на 1 миллиард долларов (-1,7%). Сокращение, как пояснил глава Нацбанка Ерболат Досаев, произошло «за счет выделения гарантированного трансферта в республиканский бюджет в размере 230 млрд тенге, а также отрицательной корректировки на финансовых рынках ввиду реализации рисков второй волны пандемии».
«Золотовалютные резервы Национального Банка, по предварительным данным, за октябрь снизились на 200 млн долларов до 33,6 млрд долларов, преимущественно за счет выплаты государственного долга и проведения интервенций», — уточнил глава Национального банка Казахстана.