Последние выборы в Мажилис Парламента РК и маслихаты всех уровней стали не просто самыми скучными, предсказуемыми и заорганизованными за всю недолгую историю независимого Казахстана, но и самыми непредставительными. И единственный показатель, который имеет хоть какую-то ценность для экспертов и аналитиков – это явка избирателей.
У нас (KZ.expert) нет никаких сомнений в том, что на выборах 10 января 2021 года был активно задействован административный механизм, особенно в регионах, одной из задач которого была «нагонка» числа избирателей, пришедших на избирательные участки и получивших на руки избирательный бюллетень. Но поскольку точно такая же практика имела место и на предыдущих выборах, в том числе и на внеочередных выборах в Мажилис Парламента РК в марте 2016 года, то по доле избирателей, принявших участие в выборах, можно попытаться оценить их настроение в целом.
Из официального сообщения Центральной избирательной комиссии РК об итогах внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента РК следует, что 20 марта 2016 года из внесенных в списки избирателей 9810852 казахстанцев приняли участие в голосовании 7566150 человек. В результате: «Окончательная явка избирателей по Республике Казахстан составила 77,12 процента», при этом «С учетом избирателей, проголосовавших за рубежом, явка по городу Астане составила 75,11 процента».
Данные по итогам выборов в Мажилис Парламента РК 10 января 2021 года будут чуть позже, но из предварительного сообщения Центральной избирательной комиссии РК следует, что в этот раз явка составила 63,3%, в том числе по городам Нур-Султан (ранее Астана) – 45,1% и Алматы – 30,3%.
Чтобы быть корректными, сравним эти цифры с аналогичными оперативными данными, опубликованными 20 марта 2016 года. Тогда доля избирателей, пришедших проголосовать, составила 77,1%, в том числе в городе Астана – 74,65%, Алматы – 34,1%.
Нет сомнений, что большое влияние на снижение доли казахстанцев, принявших участие в выборах в Мажилис Парламента РК и маслихаты всех уровней 10 января 2021 года, оказала пандемия. Однако при этом вполне возможно, что именно благодаря ей значительному числу граждан, ранее вынужденных под давлением местных властей ходить голосовать, в этот раз удалось избежать такой участи.
Как бы то ни было, результат налицо: явка избирателей (даже по официальным данным) снизилась по сравнению с парламентскими выборами 2016 года в целом по республике на 13,8 процентных пункта, по городам Нур-Султан и Алматы, соответственно, на 29,55 и 3,8 процентных пункта.
Причем если снижение доли избирателей, внесенных избирательными комиссиями в избирательные списки и пришедших 10 января 2021 года проголосовать в целом по стране и в городе Алматы, вполне можно объяснить как пандемией, так ростом протестных настроений, то падение избирательной активности в столице страны просто поражает.
Есть ощущение, что резкий рост численности населения в Нур-Султане в последние пять лет (с 2016 по 2020 год) более чем на четверть миллиона человек, привели к качественному изменению его состава. То есть среди столичных жителей заметно увеличилось число и доля людей, не так сильно связанных с государством, как чиновники квазигосударственных структур.
Таким образом, значительная часть казахстанцев (а если точнее 14 человек из каждых 100 занесенных в избирательные списки) 10 января 2020 года проголосовала ногами (повторимся, только по официальным данным).
И судя по всему, этот процесс вряд ли закончится в ближайшее время – по нашей оценке, те казахстанцы, которые чувствуют себя достойными лучшей жизни и при этом готовы действовать, скорее всего, начнут активнее уезжать из страны.