После нашей публикации о сбоях в мобильном приложении электронных медицинских сервисов DamuMed с автором материала неожиданно связалось руководство компании, которой принадлежит приложение.
Директор ТОО «DAMUMED» Талгат Елеманов позвонил, чтобы объяснить «как у них все работает, иначе возникло непонимание». Как мы поняли, он имел в виду статью, где говорилось о том, что мобильное приложение снова дало «сбой».
«Возможно, все это возникает от непонимания как проходят процессы, — начал свое объяснение Талгат Елеманов. — Наше приложение – это приложение, которое подключается к медицинским системам, к различным источникам, откуда собираются сведения, в том числе к медицинской системе, которая работает в поликлиниках, к аптечным системам, откуда мы получаем сведения о наличии лекарств, чтобы люди могли пользоваться этим. И эти сведения мы показываем человеку, который у нас зарегистрирован и пользуется услугами».
По словам Елеманова, его организация — частная, но сервисы предоставляет клиентам бесплатно.
«Люди пользуются, ничего не платят за это. Мы являемся стартапом и занимаемся этим много лет, сейчас достигли определенного успеха, нашей системой уже пользуется более 3 миллионов человек. Возможно, мы мало о себе говорим, поэтому возникает такое непонимание».
А дальше у нас состоялся с Талгатом Елемановым такой разговор.
— Что именно, по-вашему, мы неправильно поняли? Люди не ходили на прием, не сдавали анализы, но у них почему-то в приложении показывается, что они все это делали. Доходило до абсурдного — кто-то посещал врача в час ночи, а мужчины были на приеме у гинеколога…
— Вы поймите, мы не вносим эти данные, мы берем их с систем, где эти данные есть. Это должно быть какое-то действие со стороны врача или медсестры, чтобы такая информация появилась. Разные ситуации бывают: врач не внес своевременно записи, или проходит большой период времени, человек забывает, что он был по какому-то поводу у врача. Бывает, что данные оформляются без участия пациента, например, его снимок на онкологию передается нескольким специалистам, они вносят свои отметки.
При возникновении непонятных ситуаций мы всегда говорим, обращайтесь к нам, в Фонд медицинского страхования, в антикоррупционную службу, и мы проведем расследование. Когда был всплеск, было проведено расследование, в результате которого на виновных были наложены штрафы. А если бы не было нашего приложения, то люди бы об этом и не узнали.
— То есть это происходит только по вине сотрудников медучреждений?
— Хотелось бы, чтобы мы говорили на одном языке, не надо говорить, чья это вина. Я же вам рассказываю, по какой причине возникают такие ситуации. По каждому случаю надо проводить расследование, и если есть фальсификация, то виновные должны быть, конечно, наказаны. Только давайте не будем говорить сразу о фальсификациях, сначала должно быть проведено расследование. Но действительно эти данные появляются на уровне медицинских организаций в результате работы врача.
Хотелось бы вот еще что пояснить. Вот вы пишете, в предыдущей публикации, я процитирую: «…появилась версия, что компания пользовалась поддержкой в Минздраве, а ведь в свое время именно это госведомство «навязывало» приложение поликлиникам»…
— Да, мы писали об этом, потому что на то были основания. К примеру, бывшие чиновники Минздрава создали компанию, которой в том числе принадлежит приложение Damumed. Вы на своем уровне можете опровергнуть эту информацию?
— Немного некорректно, я бы сказал. ТОО «ЦИТ Даму», о котором идет речь, это компания-владелец медицинской системы, с которой мы связаны по формату передачи данных. Мы пользуемся их услугами в части записи на прием, вызова врача на дом, получаем оттуда сведения. Компания разработала эту систему очень давно, и она начинала работать с частными и госорганизациями.
Наше приложение никто не навязывал, его выбирают сами люди. Люди ставят его для того, чтобы пользоваться услугами: лекарства поискать, записаться на прием, получить доступ к своим лабораторным исследованиям и так далее. Это желание самого человека пользоваться такой услугой. Вам может государство навязать, чтобы вы установили WhatsApp или что-то там еще? Вы же сами это ставите. Поэтому такая подача информации меня очень сильно удивила.
Сейчас более 70% компаний, которые работают с нашим приложением, это частные организации. Конечно, бывают разные конкурентные решения. В данном случае система давно пишется, имеет большой функционал, удобна для врачей, и они выбирают ее. Это право выбора частной организации, частного врача – так это происходит.
Вот скажите, можно ли заставить частную организацию заставить выбрать систему?
— В нашей стране всякое бывает.
— Как вы можете это себе представить, почти 900 клиник по всему Казахстану выбрали эту компанию. И если бы их всех заставили, представляете какой бы был шум? Просто вот такие нюансы никто не знает и манипулирует фактами.
Мы дали возможность людям получить услуги и показали их данные, то есть мы обеспечили прозрачность. Ну, что мы плохого сделали? И мне, честно говоря, обидно, когда нас начинают обвинять…
— Это же логично, если приложение принадлежит вашей компании.
— Мы, ФСМС и антикоррупционный комитет создали комиссию, были многочисленные публикации, куда нужно обратиться по такому поводу. Информация, которая стала доступна, есть и в мобильном приложении eGov. Но почему-то eGov никто не обвиняет как нас, мы получаем эти сведения наравне с другими приложениями, которые имеют доступ к таким данным…
Мы делаем максимально все полезным для людей, очень многие люди нас благодарят, но бывает, люди до конца не понимают, как устроена система. И меня, конечно, это огорчает. Поэтому я позвонил вам, чтобы раccказать, как это все работает.
Что ж, мы признательны нашему собеседнику за объяснения. Хотя они и не снимают вопросов по самой проблеме приписок.
Мы не впервые пишем о сбоях в системе приложения DamuMed. Первая публикация появилась еще летом прошлого года, когда общество взбудоражили сообщения о приписках.
В первых числа августа 2020 года многие казахстанцы обнаружили в приложении записи о том, что ходили на приемы к врачам, вызывали медиков на дом и получали лечение, хотя ничего этого на самом деле не было.
Причем некоторые записи поражали своей абсурдностью. К примеру, некоторые пациенты «были» на приеме у врача в час ночи, или мужчина оказался на приеме у гинеколога. Многие неожиданно «обзавелись» чужими мужьями и детьми.
Скандал тогда выплеснулся на страницы СМИ и в соцсети, начались разбирательства — именно о них и говорил Талгат Елеманов.
А в начале февраля текущего года казахстанцы вновь начали жаловаться на приписки в приложении. И если после прошлогоднего скандала виновными «сделали» поликлиники, то на этот раз, судя по всему, «отдуваться» назначили саму компанию DamuMed.
Хотелось бы все-таки понять, кто на самом деле виноват?