Марши феминизма в Алматы… Что думаете?
Лента подсказала, что очень многие отнеслись крайне негативно. Смаковали чьи-то матки так, будто там медом помазано. Кто-то ругался, мол, не нужны нам эти европейские ценности. Кто-то желал девушкам найти член и посидеть, пока не пройдет желание митинговать…
Я считаю все эти плакаты и лозунги забавными, а саму тему митингов, как минимум, странной. Но! Я что, последний источник правды, бог и царь?
В подобных ситуациях я принимаю простую истину: свобода это палка о двух концах.
Если мы хотим свободы — мы должны желать ее для всех. Потому что не получится у нас гражданская страна со всеми ее прелестями, хорошими дорогами, социальными ништяками, медициной и зарплатами без наследования и другой ее стороны — персональной свободы каждого индивидуума и права не нравиться остальным и нам лично.
Если в вас сидит желание разгонять такие митинги, значит, вы попросту не хотите свободы для всех. Вы хотите свободу только для тех, кто вам нравится. А кто сказал, что завтра вам не понравлюсь, например, я? Напишу пост очередной, и вы придете затыкать мой рот? Какая же это свобода? Это не свобода, а ваша личная утопия, это ваш личный телеканал «Хабар» в голове.
Мне вообще не импонируют все эти лозунги о матках, я не в восторге от радикальности некоторых феминистов, мне не нравятся современные методы борьбы с расизмом, сексизмом и так далее. Они мне и не должны нравиться. Я не разделяю эти методы и вряд ли воспользуюсь ими.
Но мне очень и очень нравится идея, что люди имеют право и желание выходить и разворачивать плакаты с любым содержанием — как о требовании к отставке властей, так и о требовании признать землю плоской. Именно это право я поддерживаю.
Мне нравится идея, что человек имеет право не нравиться другим. И я тоже охотно ее реализую: не всем же я и моя писанина нравимся?
Мне не нравятся практически все религии, но если завтра начнется угнетение верующих, я должен буду их защищать. Чувствуете разницу? Я имею право не быть верующим, но я не имею права молча поддерживать их угнетение, потому что тогда я предам своих сограждан. Потому что иначе попирается моя личная религия — права и свободы человека.
Я хочу жить в стране, где любой может творить со своей жизнью любую, не запрещенную декларацией прав, дичь. Потому что таким же образом человек может посвятить себя чему-то великому. Хотите великих картин и художников — ждите и граффити на стенах своих домов. Не самая ведь страшная плата за доступ к великим картинам?
И точно такое же у меня лично отношение к митингующим — любым митингующим. Я могу быть не согласен с их позицией и лозунгами, но я ценю и уважаю их стремление реализовать свое право. Лично я верю, что когда я научусь поддерживать и тех, с кем я не согласен, тогда я научусь быть гражданином.
Если же вас тянет затыкать рты феминисткам, запрещать матерям просить квартиры, запирать в домах фанатов Кайрата Нуртаса, то подумайте, а не сидит ли в вас такой же маленький диктатор? Тогда какое право мы имеем что-то говорить о свободе, если сами выдумали для них субъективные рамки.
Да, вы имеете полное право быть против выдачи многодетным матерям квартир, но вы не можете быть против их права выходить на улицы и маршировать к акиматам. Иначе просто подумайте, действительно ли вы готовы к свободе, где способ реализации себя вашими согражданами будет болтаться между научными достижениями и приколачиванием себя гвоздями к тротуару?
Хотите запретить перфомансы — не получится, потому что абсолютно стерильной свободы не бывает. Птица не может всегда летать: когда-нибудь ей захочется спуститься и поклевать навоз. Большая ли это плата за умение летать? Ведь важно лишь то, что птица клюет навоз, потому что она хочет и может это делать, а может и не делать. Неужто важнее есть высокосортное дорогое зерно, но сидеть в клетке, пусть даже золотой?
Это и есть палка о двух концах. Я призываю поддерживать митинги и протесты кого угодно и где угодно, а если не поддерживать, то не мешать. Это исторический момент, когда мы только учимся делать первые гражданские шаги со всеми этими митингами, гражданской активностью, учимся говорить смелее, чем раньше, поэтому поддерживайте тех, кто учится тому же.
Не нужно стоять с плакатами, но уважайте права ваших сограждан на стояние с плакатами. Когда-нибудь и вы захотите выйти, чтобы сказать что-то важное для вас, и я уверен, что поддержка пары тысяч феминисток вам точно не помешает.
Будьте гражданами и согражданами. Если так посмотреть, то конечная цель — та самая вожделенная свобода и цивилизованная страна — у нас одна. Зачем хорошим людям враждовать, когда и так у нас больше врагов, чем друзей? И необходимо учиться быть свободными вместе, уважать свободу друг друга и идти вместе вперед, потому что, по-факту, идти нам больше не с кем и некуда.