Похоже, бывшие акционеры «Цеснабанка» устроили войну с фондами семьи Назарбаевых в России. Мы обнаружили это, когда занялись историей российского «Плюс Банка».  А интерес наш именно к нему появился после публикации в telegram-канале Банкста сообщений о том, что:

  • ЦБ РФ проверяет «Плюс Банк», которым владеет группа «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные Школы» и «Назарбаев фонд»,
  • у банка сомнительная репутация — накручивает проценты по автокредитам,
  • его коллекторы используют выдуманные кавказские имена, и некоторые грозят изнасиловать малолетних детей заёмщиков.

Мы решили разобраться, что это за банк и какое отношение к нему имеют структуры первого президента Казахстана.

Чудеса дезинформации

Начали, естественно, с сайта банка. И уже на первом шаге нас ждал сюрприз.

Вы удивитесь, но сайт – не один, их… много, что делает ситуацию с этим учреждением совершенно уникальной.  Как мы убедились, большая часть таких сайтов живет жизнью ночных бабочек — они появляются и… исчезают почти мгновенно. Но некоторые из них спокойно сосуществуют в одном информационном пространстве.

Главный сайт банка — https://www.plus-bank.ru. Это классический сайт московского учреждения с классическим набором услуг московского учреждения средней руки, занимающего 126 место по активам в списке российских банков.

Классический пример «другого» сайта — https://plusbanks.ru/. Этот сайт называется «информационным», и на нем действительно рассказывается, какие услуги можно получить на «нормальном» сайте. И даже ссылки приводятся.

Сначала непонятно, зачем вообще понадобился «информационный» дублер. Но затем начинают проявляться контуры настоящей интриги. Прежде всего создатели сайта почему-то начинают акцентировать внимание читателей на том, что «Плюс Банк» по факту не является российской организацией, так как управляет им казахстанский банк, который раньше имел название АО «Цеснабанк», а сегодня сменил название на АО «First Heartland Jysan Bank».

Удивительное по своей сути заявление. Прежде всего, это классический пример не информации, а дезинформации — внимание акцентируется на смену названия, в то время как речь идет о полной смене собственников банка. И кроме того, это пример совершенно откровенного обмана. «Плюс банк» — российская организация, которая целиком и полностью подчиняется Центральному банку — главному банковскому регулятору в РФ.  

Затем на «информационном сайте «приводится целый абзац, в котором разоблачается некий Алексей Александрович, бывший исполнительный директор банка, занимавший пост управляющего директора, снятый с должности по причине утраты доверия. Согласитесь, это информация выглядит несколько избыточной для описания работы банка.

Но затем начинается настоящий хардкор. Авторы сайта, ссылаясь на неназванных представителей банка, утверждают, что «в сети были найдены сайты-двойники «Плюс Банка», занимающиеся мошенническими действиями. Один из сайтов является точной копией официального сайта «Плюс банка». Его создатели пытаются получить доступ к счетам клиентов, использующих интернет-банкинг, а также данные пластиковых карт. Второй сайт принимает заявки на автокредиты, оповещая клиентов, что перенаправляет информацию сотрудникам «Плюс Банка». Мошенники получают доступ к персональным данным клиентов, используя их для собственной выгоды».

Подобный пассаж выглядит уже настоящим сигналом тревоги для любого клиента банка. Особенно потенциального.

Вот такой вот банковский триллер. Мы решили присмотреться, что все-таки за странное учреждение этот «нероссийский банк» с огромным количеством российских сайтов. И в итоге получилась целая история.

Из Омска в Казахстан

Изначально «Плюс Банк» действительно не был российским. Так как был… советским. Банк зарегистрировали в конце 1990 года на базе Центрального отделения Жилсоцбанка СССР. Название учреждения было по-советски неприметным — по месту регистрации в городе Омске («Омск Банк»). Учредителями выступили десять юридических лиц.

Но в 2005 году у банка появились новые владельцы — банк оказался включен в финансовую империю «БТА Банка».

Участником этой финансовой группы «Омск Банк» оставался до начала 2010 года. В разгар войны, которую Акорда вела с владельцем БТА Мухтаром Аблязовым, структуры последнего вышли из капитала «Омс Банка». После чего банк сменил название с регионального на нейтральное — «Плюс Банк». Акции  оказались у пятерки физических лиц из разных регионов, а спустя некоторое время большая их часть оказалась под зонтиком казахстанского «Цеснабанка».

Банкир и коммунист

Обладателем 19, 99% акций «Омск Банка» стал Алексей Парфенов, уроженец Мурома, начавший свою профессиональную карьеру в качестве менеджера московского офиса компании «Астана-Финанс», а затем продолживший ее в «Корпорации ЦЕСНА».

Таким образом, Алексей Парфенов, имя которого на все лады склонял уже упоминавшийся нами «информационный сайт» «Плюс Банка», оказался первой очевидной связью омского банка с казахстанским.

Очень скоро эта связь стала официальной: «Плюс Банк» был просто включен в финансовую группу казахстанского «Цеснабанка», а сам Парфенов стал управляющим директором банка. И одновременно он решил попробовать себя в большой политике, выбрав в качестве инструмента КПРФ.

Уже в 2011 году Парфенов участвовал в работе федерального штаба КПРФ по выборам в Госдуму, затем пытался стать лидером в региональных организациях КПРФ и выдвигался в качестве кандидата на разнообразных выборах.

Во время своей предвыборной кампании на пост губернатора Свердловской области осенью 2017 года банкир хвастался, что «за 7 лет работы управляющим банка вывел его в сотню лучших банков России». Эти заявления выглядели несколько странно на фоне снижения финансовой устойчивости банка, который омские СМИ прозвали «депозитным пылесосом» за попытки поправить свое финансовое положение за счет средств вкладчиков. Тем не менее ликвидность банка обеспечивали в тот момент не вкладчики, а займы владельцев банка.

Независимо от причин, толкнувших Парфенова в политику, последствия этого  оказались, как мы знаем, весьма печальны. На сайте https://plusbanks.ru/ с каким-то особым цинизмом описываются проступки директора: «Парфенов часто отсутствовал на рабочем месте, не справлялся с выполнением прямых обязанностей и нарушал дисциплину. Клиенты банка отмечали снижение качества обслуживания в период его руководства, а также неподобающее поведение сотрудников банка в ходе телефонных разговоров и переписки».

Банкир-коммунист был в конечном итоге уволен 26 октября 2017 года. К этому времени он лишился и своего пакета акций, который был консолидирован «Цеснабанком». Не исключено, что именно тогда появились сайты, в которых описывалось «неподобающее поведение» банкира.

Тем не менее, нельзя исключить, что в будущем Парфенов может стать лидером КПРФ вместо «утонувшего» в судебных исках Грудинина. Тем более что есть основания считать, что его предвыборную кампанию на пост губернатора Свердловской области, на которой Парфенов занял второе место, вели оперативники Администрации президента РФ. Если эта информация имеет хоть какое-то отношение к правде, то столкновение интересов вокруг «Плюс Банка» приобретает совершенно другое звучание.

Джаксыбеков – Сутягинский — Мусин в одном лице

СПРАВКА

Александр Сутягинский стал фронтмэном смелого проекта в  Казахстане — создания заводов по производству биотоплива и кремния. Реализовывать инициативы предполагалось через фирмы «Биохим» и «Силициум». Финансировались эти проекты через кредиты «Банка развития Казахстана» и банка «БТА». BIOHIM, ориентированный на производство биоэтанола, построили в Тайыншинском районе СКО, назвав  «чудом в степи». Завод был запущен с огромной помпой в сентябре 2006 года. На радостях его даже включили в программу «30 прорывных проектов». Но «чудо» оказалось недолгим .   Бизнес завода пошел ко дну, а старший Сутягинский стал объектом уголовного преследования за организацию покушения на убийство своего бизнес-партнера Михаила Гаркушкина. В марте 2013 года его приговорили к 12 годам колонии строго режима. Но затем произошла невероятная для казахстанской юстиции история.  12 августа того же года в ходе апелляции судья Кульпаш Утемисова переквалифицировала ряд статей обвинения, заменив 12 лет лагерей на 6  лет условного лишения свободы .  Сутягинский покинул суд, и больше его в Казахстане никто не видел. Кассация по требованию прокуратуры отменила предыдущее решение, оставив   без изменения решение первой инстанции. Но в итоге место Сутяинского за решеткой заняла судья Утемисова. Что подвигло ее на такой решительный поступок в отношении Сутягинского, можно только предполагать. Но явно сыграли какие-то важные факторы и связи.  «Компания Biohim» фактически перешло в собственность Банка развития Казахстана (БРК) — вместе с долгом в размере 100 млн долларов. Туда же поступила задолженность второго проекта Сутягинских ТОО Silicium Kazakhstan — примерно на ту же сумму.

Не менее интересными оказались связи еще одного «покупателя» акций — Мавлита Ахтямова, уроженца Челябинска, который стал в 2010 году обладателем 19,92% акций «Плюс Банка». В 2006 году Ахтямов владел (100%) и руководил фирмой с «говорящим» названием «УРАЛ-ЦЕСНА».

Фирма была учреждена в Челябинске в начале года, но к в октябре 2006-го была уже закрыта.  Зато весьма живой оказалась компания с названием «Урал-Импэкс», которая также пережила множество трансформаций, но и сейчас продолжает активно вести свой бизнес (торговый). Корпоративный сайт фирмы располагается по адресу http://ural-tsesna.ru, а ее единственным владельцем и руководителем является… Ахтямов Мавлит Калимович. Другими словами, слово Цесна просто исчезло из названия фирмы. Больше ничего не изменилось.

Руководство этой компанией Мавлит Калимович совмещает со многими другими обязанностями. Например, он заведует кафедрой «Экономика и инновационное развитие бизнеса» ЮУрГУ. Но это все мелочи. Мавлит Ахтямов куда более известен на Урале по своей связи с группой Компаний «Титан», которую создал и управляет уроженец Казахстана, житель Омска Михаил Сутягинский.

В Казахстане большую (и печальную) известность получил старший брат Михаила Александр Сутягинский (см. Справку), так как именно он возглавлял печально известные компании «Силициум Казахстан» и «Компания Биохим». Но главный стратег в семье Сутягинских — Михаил, который создал своего Титана еще в недрах комсомола (как и многие будущие олигархи).

Директором одной из компаний группы Титан — «Инвестиционно-финансовой компании «ТИТАН», зарегистрированной еще в 2003 году и продолжающей действовать, был Мавлит Ахтямов. Тем более интересно, что владельцем 100% капитала является казахстанское ТОО — «СТОЛИЧНЫЙ ТОРГОВЫЙ АУТСОРСИНГ».

Несмотря на такое нелепое название, у этого ТОО есть руководитель с очень конкретной фамилией и отчеством — Мусин Адильбек Асланович. Вряд ли это случайное совпадение. Известно, что у некогда супервлиятельного игрока в Акорде Аслана Мусина есть несколько детей. Но публичным всегда был лишь старший сын Асылбек Мусин, который покончил жизнь самоубийством в Риге — выбросившись с балкона 15-го этажа спустя несколько месяцев после аналогичного самоубийства его супруги.

Не вдаваясь особо в подробности семейной жизни Мусиных, отметим, что набор такой связей «Плюс Банка» — игрока второй лиги российской банковской системы не может не впечатлять. И это несколько проясняет возможный уровень конфликта вокруг этого учреждения.

Мириады исков

Тогда же, в 2010 году, еще одним обладателем 19,99% акций стал Юрий Яблонский, житель Москвы. А в 2013 году он продал принадлежавший ему пакет акций компании Harborlite Invest Limited из Объединенных Арабских Эмиратов. Правда, несмотря на географическое расположение фирмы, ее владелица Елена Гиматилина проживала в подмосковных Мытищах.

Банк известил об этой сделке 30 апреля 2013 года. Но, по мнению  компании «Мириад рус»,  другого акционера, владеющего пакетом акций банка,  публикация этой информация состоялась позже, чем она была получена самим банком, и задержка была сознательной 

«Мириад» — компания, специализирующаяся на скупке небольших пакетов акций эмитентов. Как правило, подобные компании оказывают давление на владельцев контрольных пакетов, заставляя их идти на уступки миноритариям. Но в случае с «Плюс Банком» атака «Мириад» носила очевидный стратегический характер. Иски, подаваемые в арбитражный суд, а также последующие апелляции превращались сами по себе в способ информирования широкой публики об изменениях в составе акционеров небольшого банка.

В результате целого ряда исков, поданных «Мириад», в публичном поле оказалась информация о том, что «Цеснабанк» увеличил свою долю в капитале банка с 9,99% до 19,97%.

Офшорный айсберг

Сделали мы и другие, не менее интересные открытия. Выяснилось, что уже упомянутая Harborlite Invest Limited, с темным мытищенско-эмиратским прошлым, купила 2 441 550 обыкновенных акций омского банка. Приобрела она этот пакет у… АО «Цеснабанк».

Кроме того, у жительницы Мытищ Гиматилиной оказался интересный коллега. Сирийский гражданин Ахмад Аззам Фадаль Аллах также стал покупателем доли в банке через корпоративную оболочку в ОАЭ: именно в этой стране была зарегистрирована корпорация Linex Global FZE.

Таким образом, в какой-то момент более трети всего капитала банка (33,64 % акций) принадлежала двум компаниям из Арабских Эмиратов — почти в два раза больше, чем было под формальным контролем казахстанского «Цеснабанка» (18,71%). Состав других миноритариев банка был довольно пестрым: американский фонд Firebird New Russia и компания NKB Investments Limited (Кипр). И еще 5,92% акций банка принадлежало кипрской фирме Catapel Limited,

Понять, кто стоял за офшорной часть банка, крайне непросто. Но, так или иначе, с 2015 года его единственным акционером стал казахстанский «Цеснабанк» — семейное учреждение братьев Джаксыбековых – Адильбека и Серика.

Стремительная развязка

Адильбек Рыскельдинович Джаксыбеков в тот момент руководил администрацией президента, и ему было явно не до банка. Но уже в сентябре 2018 года он получил возможность поближе познакомиться со своей финансовой империей.

10 сентября Нурсултан Назарбаев отправил его на пенсию, и в тот же день Адильбек Джаксыбеков возглавил совет директоров АО «Корпорация «Цесна», в состав которой входил и «Цеснабанк». А уже 6 февраля 2019 года 99,5 % акций банка были проданы корпорации «First Heartland Securities», которая контролируется фондами Нурсултана Назарбаева.

Это произошло почти точно спустя десять лет после принудительной национализации «БТА банка». Ирония?

Но, в отличие от 2009 года, спустя месяц в отставку с поста президента уходит уже и сам Нурсултан Назарбаев. Многолетний конфликт кланов должен был бы, по логике, разрядиться. Однако, как показывает странный кейс «Плюс Банка», этого не происходит. Сегодня мы видим новый виток эскалации.

 

Люди и связи — на представленной ниже схеме (нажмите, чтобы увеличить).

 

Пример

Spread the love

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. За всеми этими представителями и акционерами Казахстанских банков имеющих долю от прибыли по акциям АО » Цесна банк» у них лежат огромные долги по оплате лимитов = налогов за акции. На сегодня составляет более десяти миллиардов тенге, которое они обязаны оплатить государству, на счёт Института гос контроля и надзора открытых на агентский счета открытых на имя (KASE), которая составляет Фонд по возмещению вреда потерпевшим. Именно здесь выявляются финансовые интриги и мошенничества членов семьи Назарбаевым, и уклонение от оплаты налогов, также членами семьи Джаксыбекова. Что в обоих случаях обе представителей кланов должны предстать перед судом и выплатить все долги образовавшиеся за акции.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.