Европейская пресса продолжает писать про сенсационное разоблачение шпионажа против политического беженца из Казахстана в Бельгии Боты Джардемали. Однако казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» (Азаттык) даже не сообщила о приговоре уголовного суда Брюсселя трем исполнителям сговора против Боты к 2,5 годам тюрьмы и крупному штрафу. Один из них — Виталий Волков, проживающий в Германии под прикрытием журналиста из России.
Волков хорошо известен в Казахстане как ангажированный журналист радио «Немецкая волна», протаскивал там компрометирующие публикации в ходе пиар-кампаний по заказу Акорды против ее оппонентов, живущих в Европе.
Брюссельский уголовный суд установил, что операцией против Боты Джардемали руководил псевдожурналист Виталий Волков. Он еще в 2014 году нанял двух бывших сотрудников немецкой секретной службы Штази Ханса-Йохена Тиммерманна и Йорг-Уве Никлауса для слежки за Ботой Джардемали. Ради ее поимки из-за связей с давним оппонентом назарбаевского режима Мухтаром Аблязовым ее брат Искандер Еримбетов в 2018 году был брошен на семь лет в тюрьму по сфабрикованным обвинениям.
Азаттык годами также участвует в травле Мухтара Аблязова, других некоторых лидеров оппозиции. В ситуации с Виталием Волковым Азаттык предпочитает хранить глубокое молчание, скорее, инстинктивно.
Почему молчит Азаттык
СМИ в Казахстане, понятное дело, замалчивают скандал с наёмными агентами во главе с Виталием Волковым, слывущим агентом российской спецслужбы. Но Азаттык, который спонсируется за счет Конгресса США для независимого освещения событий в странах с несвободной прессой, должен был сообщить об этом преступном сговоре, который в европейской прессе оценили как вызов бельгийскому государству.
Азаттык молчит неспроста. Ведь казахская редакция «Свободы» и сама является придатком пропагандистской машинерии Акорды.
Все началось с внедрения в начале 2010 года в Азаттык правительственного чиновника из Казахстана Галыма Бокаша. До этого он занимал руководящие позиции на государственных телеканалах «Хабар», «Казахстан»; в 2006-2007 годах Бокаш был заместителем акима города Алматы по идеологии при Имангали Тасмагамбетове, в 2009-2010 годах служил советником посла РК в Иране.
Бокаш был внедрен в Азаттык после того, как созданные им в 2008 году мультимедийные вебсайты на казахском и русском языках стали популярными, потому что освещали то, о чем местные СМИ молчали. Но придя в казахстанскую редакцию свободного радио Бокаш за короткий срок произвел переворот в редакционной и кадровой политиках, после чего Азаттык свернул с пути демократической миссии в тоталитарные дебри, начав пропагандировать антизападные и антилиберальные идеи.
Азаттык в нынешнем деморализованном состоянии под никчемным руководством ее директора Торокула Доорова никогда не сообщит аудитории о преследовании критика режима агентом под видом псевдожурналиста. Дооров с самого начала своего случайного назначения на позицию директора казахской «Свободы» стремится во чтобы то ни стало угодить Акорде. К тому же ненужные ассоциации могут возникнуть. А сходства между Бокашем и Волковым много.
Спецоперации Волкова и Бокаша
Виталий Волков выдавал себя журналистом, экспертом по Центральной Азии, он долгое время работал на радиостанции Deutsche welle («Немецкая волна»), в последнее время сотрудничал с российской «Новой газетой». Похоже, его «экспертиза» по региону состояла в том, чтобы на разных площадках в Европе и из Европы оправдывать авторитарные режимы, очернять их оппонентов, помогая таким образом продвигать имидж центральноазиатских автократов за границей.
Некоторые политические эмигранты из Казахстана, проживающие в Европе, припоминают активную роль Виталия Волкова в лоббировании их экстрадиции из Европы по запросу казахских властей.
Театральный режиссер и политэмигрант Болат Атабаев пишет, что депутаты Бундестага его в самом начале предупредили, что Волков сотрудничает с российскими спецслужбами.
Оппозиционный политик Владимир Козлов пишет, что Волков — наемник из пула бывшего премьера Акежана Кажегельдина, ныне живущего в Лондоне.
При этом в самом Казахстане Виталию Волкову спокойно давали возможность продвигать себя, презентовать свои книги в самом крупном городе — Алматы.
Рахат Алиев незадолго до своей гибели писал: «Немецкие граждане Микаэль Лаубш, Виталий Волков, Игорь Побережский и прилетевший из Вашингтона Ренат Ахметшин» тщетно пытались войти к нему в доверие, а потом начали работать против него. После гибели Рахата Алиева Виталий Волков продолжил эту миссию в многочисленных интервью с Акежаном Кажегельдиным, употребляя, например, однозначный термин «самоубийство», хотя в западной прессе принято держать дистанцию от такого термина в случае подозрительной гибели кого-либо. И о том, почему Алиев, когда был женат на Дариге Назарбаевой, имел неприкосновенность в Казахстане и почему пошел против своего тестя Нурсултана Назарбаева, такие лоббисты не рассказывают.
На Азаттыке же Галым Бокаш обстоятельства гибели и Рахата Алиева, и Заманбека Нуркадилова, и Алтынбека Сарсенбаева всегда старался смягчить в угоду Акорде. Так, в статьях Азаттыка на казахском языке, где упоминалось дело Алтынбека Сарсенбаева, термин «убийство» постепенно заменяли на «өлімі» (с казахского переводится как «кончина»). То есть из контента Азаттыка с годами вымывался контекст об этом циничном устранении в Казахстане ведущего лидера оппозиции. Директор Азаттыка Торокул Дооров однажды и вовсе в приказном порядке велел не употреблять термин «загадочная гибель», а писать только «самоубийство» в материалах о Рахате Алиеве.
Как и Виталий Волков, Галым Бокаш занимался сомнительными спецоперациями по манипулированию общественным мнением в пользу Акорды. К примеру, он лично курировал в Азаттыке совместный с провластной организацией Wikibilim проект по формированию казахского содержания сайта Wikipedia, где отмывался имидж властей Казахстана после расстрела демонстрации нефтяников в городе Жанаозене в декабре 2011 года. Такое сотрудничество вызвало беспокойство в Европе в связи с цензурой статей в Wikipedia на казахском языке.
Именно после этих кровавых событий в Жанаозене тогдашний директор Азаттыка Едиге Магауин в начале 2012 года добился от руководства закрытия радиовещания Азаттыка. Магауин убрал даже слово «радио» из названия этого бренда. Бокаш же всячески мешал другим, честным редакторам Азаттыка, возобновить радиовещание хотя бы в интернете. Каждый раз эти дискуссии выводили Бокаша из его обычно холеного состояния, он трясся и кричал на летучках. Его марионетка Дооров быстро сворачивал такие собрания и оставлял вопрос на несбыточное «потом». Вскоре эти редактора, в том числе и я, потеряли работу под предлогом «сокращения штатов».
Свобода агентов на радио «Свобода»
Все провальные проекты Галыма Бокаша сходили ему с рук, несмотря на огромный репутационный ущерб для всей радиокорпорации «Свобода». Бывший директор Азаттыка Едиге Магауин и уже бывший куратор редакции Аббас Джавади создали Бокашу беспрецедентные условия: ему разрешили не ходить на работу, в первый же год его работы добились для него выдачи Green Card (ПМЖ в США). Такими привилегиями в редакции больше никто не пользовался.
Отсиживался Бокаш дома и во время Жанаозенских событий. Как сейчас помню, он лишь изредка присылал сообщения, что тот или иной материал про Жанаозен «посмотрит сам», и исчезал надолго со связи с редакцией, из-за чего освещение событий на казахском языке на сайте Азаттыка затягивалось.
История Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» (РСЕ/РС) знает много случаев инфильтрации правительственных кротов или агентов спецслужб для того, чтобы захватить контроль над контентом этого некогда влиятельного СМИ. В начале 2019 года американский вебсайт EurasiaNet.org опубликовал обширное расследование о том, как РСЕ/РС распространял пропаганду в пользу президента Таджикистана Эмомали Рахмона и его близких.
Установлено и доказано, что региональный директор РСЕ/РС по Центральной Азии Аббас Джавади и директор таджикской редакции («Озоди») Соджида Джахфарова открыто согласовывали «решения редакции с чиновниками в таджикских посольствах в Берлине и Москве, а также с представителем государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ). «В докладной записке Госдепартамента США по поводу «Озоди» даже называется имя этого офицера ГКНБ», — говорится в опубликованном тогда расследовании.
Джавади и Джахфарова были уволены в апреле 2019 года, после того, как руководство Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» частично признало эти нарушения. Но проблема не решена, вся радиокорпорация все еще уязвима перед технологиями по проникновению агентов и подкупа медиаменеджеров для ослабления критики в адрес авторитарных режимов.
Инфокиллеры, кроты и иные псевдожурналисты
При нынешнем директоре казахской редакции РСЕ/РС (Азаттык) Торокуле Доорове «акординские кроты» глубоко проникли и в русскоязычный сайт. Азаттык превратился в проходной двор для информационных киллеров и псевдожурналистов, типа провластного блогера Гульнары Бажкеновой или пиарщицы Маржан Ельшибаевой.
Тексты Гульнары Бажкеновой, которая во время событий в Жанаозене в декабре 2011 года в своих постах оправдывала расстрел демонстрантов, на Азаттыке было запрещено редактировать. Торокул Дооров выпустил абсурдный приказ не применять стандарты Азаттыка к блогам, а статьи Бажкеновой он присылал сам с отмашкой «публиковать сразу». В них шло откровенное продвижение культа личности первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, отмывание его имиджа, очернение его оппонентов, оправдывание ужесточения законов в Казахстане в сторону дальнейшего ограничения свобод и прав человека. Более подробно об этом я писала здесь.
Особыми привилегиями пользовалась в Азаттыке и алматинская пиарщица Маржан Ельшибаева. Незадолго до своего приема на работу фрилансером в 2015 году, Ельшибаева применила давление на директора Азаттыка Торокула Доорова с тем, чтобы с сайта Азаттыка был снят блог Светланы Глушковой, тогда корреспондента казахской редакции РСЕ/РС в Астане. В нем критике подвергалась работа одного крупного магазина. Ельшибаева известна тем, что в соцсетях рекламирует те или иные коммерческие проекты, в том числе торговые сети. И она пыталась выступить медиатором, чтобы добиться от журналиста снятия позорного для владельца магазина поста. В итоге она добилась от директора Азаттыка смягчения критического тона в блоге Светланы Глушковой.
Будучи уже сотрудницей казахской редакции «Свобода» в Алматы, Маржан Ельшибаева пыталась в апреле 2016 года подкупить активиста движения проблемных банковских заемщиков Сулубике Джаксылыкову. По словам активистки, ей предложили ежемесячно миллион тенге (тогда 18 тысяч долларов) за отказ от проведения акций протеста в Алматы перед офисом Kaspi банка. Маржан Ельшибаева является исполнительным директором этого банка. Предлагая такое вознаграждение, Ельшибаева представилась журналистом Радио Азаттык. Более подробно об этом здесь.
Азаттык продолжает оставаться проходным двором для всякого рода псевдожурналистов и после увольнения Галыма Бокаша. Потому что и здесь к нему проявили избирательный подход. После всех скандалов по его вине и загубленных проектов, Бокаша увольняли в очень щадящем режиме. С начала 2019 года его перевели на специально для него придуманный контракт редактора-фрилансера в Вашингтоне, но окончательно он был уволен спустя девять месяцев. С сентября 2019 года он больше не работает в Азаттыке, но до сих пор контролирует редакционную политику, так как большинство в редакции – люди, нанятые по принципу личной ему преданности.
К примеру, редакторы в алматинском бюро Касым Аманжол и Айнура Алимова работают на Акорду, как говорится, как на конвейере. Первый берет срежиссированные интервью у служителей режима с заискивающими и удобными вопросами, вторая перекраивает репортажи и новости, добавляя туда антиоппозионную начинку или провластный елей. Они точно проследят, чтобы Азаттык не рассказал, как следует, о спецоперации в Бельгии по похищению оппонента казахского режима, да еще в котором засветился наёмник Волков.
Галыма Бокаша еле-еле уволили, но дело его в Азаттыке живёт.