В ипотечном жилом доме, построенном по заказу социально-предпринимательской корпорации «Павлодар», не оказалось вентиляции. Сейчас уже не важно, из-за чьей безграмотности допущен серьезный брак – строителей или проектировщиков. Важно то, что он случился из-за невнимательности СПК, для которой два года назад за бюджетные деньги купили роскошный офис со всеми удобствами. Это все, что нам надо знать про СПК.
Еще недавно журналисты и обыватели никак не могли понять, для чего существует социально-предпринимательская госкорпорация «Павлодар» и чем она занимается, а сегодня учрежденная областным акиматом структура не сходит с новостных полос местных и не только средств массовой информации.
Новость последних дней — громкая судебная тяжба бывшего директора департамента административного обеспечения СПК со своим руководством. Летом прошлого года во время жесткого карантина работодатель перевел весь персонал на удаленный режим работы, и директор департамента, воспользовавшись этим, благополучно укатил в южную столицу по личным делам.
Менеджера уволили за нарушение трудовой дисциплины, но тот заартачился, подал на работодателя в суд и потребовал не только восстановить его в должности, но и выплатить зарплату за вынужденный простой, а также компенсировать причиненный моральный вред.
Суд первой инстанции иск частично удовлетворил, а областной – отменил. Теперь пресса и павлодарцы с нетерпением ждут продолжения этой душераздирающей истории.
Ее красота в том, что она показывает удивительную разветвленность и живучесть отечественной бюрократии. Постоянно сокращаемый административный аппарат никуда не исчезает, а просто перетекает из государственных учреждений на теплые местечки в квазигосударственный сектор, где бывшие чиновники получают все атрибуты счастья: должности, кабинеты, служебные машины, возможность попилить бюджет и, наконец, стабильные зарплаты.
Кстати, о них. СПК и здесь успела порадовать павлодарцев приятной новостью. Как выяснили СМИ, бюрократы в акиматовской корпорации получают очень неплохие по местным меркам деньги.
Менеджеры рядового звена, к примеру, зарабатывают по 250 тысяч тенге в месяц. Это при том, что средняя зарплата в регионе, по данным Бюро национальной статистики (на начало 2021 года), составляет 209 тысяч тенге. Сколько получают руководители департаментов (их в СПК пять) не сообщается, но вряд ли сильно ошибусь, если предположу, что раза в два больше.
Начальство же СПК вообще в полном шоколаде: председатель правления получает 850 тысяч в месяц, три его заместителя по 650 тысяч тенге. В этом году только на зарплаты сотрудникам СПК «Павлодар» будет потрачено 257 млн тенге. А кроме того работникам корпорации полагаются премии и бонусы.
Так что, как ни крути, а упертую нескромность бывшего директора департамента, который зубами держится за доходное место, понять можно. Вкалывать на заводе или горбатиться на стройке за гроши никому не хочется.
Но самая потрясающая новость про СПК – скандальные новостройки в новом микрорайоне «Достык».
Дело в том, что корпорация «Павлодар» помимо уличных киосков розничной торговли («инновационный» проект «Магазин у дома», затеянный прежним руководством области, пришлось свернуть, поскольку киоски оказались не нужны) и закупа продовольствия в местный стабфонд, стала посредником в строительстве ипотечных домов, возводимых для вкладчиков «Отбасы банка» (бывший «Жилстройсбербанк Казахстана»).
И в последних двух девятиэтажках, построенных по заказу СПК, всплыли многочисленные недоделки и серьезный брак, о которых уже месяц пишут СМИ.
По словам ипотечников (кстати, много лет копивших деньги на выплату взноса для приобретения жилья), в новых квартирах развелась плесень, отваливается штукатурка, входные двери открываются навстречу друг к другу, приборы учета установлены лицевой стороной к стене.
Но самое возмутительное то, что в квартирах решетки вентиляции оказались муляжами — вентиляционных шахт в стенах дома нет.
Сообщается, что руководство СПК, чтобы успокоить вкладчиков «Отбасы банка», пообещало устранить все недоделки, не объяснив, каким образом это будет сделано. Неужели стены в домах поменяют?
Впрочем, судя по комментариям в социальных сетях, подрядчик с ремонтом явно не спешит. Видимо, полагает, что люди от безысходности вынуждены будут смириться. Жить-то им все равно негде.
В этой новости прекрасно все. Мы видим, что СПК выступает весьма странным, если не сказать лишним посредником в деле жилищного ипотечного строительства. Отсутствие вентиляции это не штукатурка, не перекошенные двери. Это серьезный брак, свидетельствующий о полной безответственности и тотальном непрофессионализме всего и вся.
Либо вентиляцию забыли проектировщики, и тогда вопрос к ним и к госэкспертизе, которая утвердила такой идиотский проект. Либо ее забыли установить подрядчики, которые построили дом с отклонением от проекта.
Но в любом случае хочется спросить – а где было руководство СПК?
Ведь именно госкорпорация как заказчик должна была следить за качеством домов на стадии проектирования, а потом обеспечить полное соблюдение проектно-сметной документации в период строительства. Однако корпорация этого не сделала и об отсутствии вентиляции узнала постфактум от жильцов, которые влезли в кредитную кабалу на много лет, чтобы получить квартиры с невероятным браком.
Для контрастности впечатлений тут в самый раз вспомнить знаменитый «Дом инвестора», открывшийся в Павлодаре ровно два года назад в здании бывшего регионального филиала нацкомпании «Казтрансойл». Здание это, кстати, купили за баснословные для региона деньги – 2,822 млрд тенге.
Так вот, когда в апреле 2019 года АО «СПК «Павлодар» покупало данную недвижимость для своих нужд, то в техспецификации к проводимой закупке (она проводилась через тендер) руководство корпорации тщательнейшим образом прописало все характеристики своего будущего офиса вплоть до мелочей. Указали все: площадь помещений, гараж, актовый зал, коммуникации, вентиляцию. Ничего не забыли, ничего не пропустили.
Потому что речь шла о собственном комфорте.
Вот представьте, если бы СПК купила за 2,822 млрд тенге офис, а в нем обнаружилась плесень и осыпающаяся штукатурка. Или приборы учета стояли бы экраном к стене. И интересно, какой бы была реакция руководства СПК, если бы оно обнаружило, что строители забыли провести вентиляцию и вместо нее на стенах развесили решетки-муляжи. И как бы оно отнеслось к обещаниям продавца «своевременно устранить недоделки»?
Представить себе такое невозможно. Потому что бюрократы из СПК не лыком шиты. Там целый департамент административного (в том числе и юридического) обеспечения имеется. Эти ребята для себя постарались на совесть, все тщательно проверили и купили себе роскошный офис со всем удобствами.
После чего, как мы знаем, на ремонт «Дома инвесторов», на меблировку, техническое оснащение и комплексное обслуживание здания за два года потратили почти 300 млн тенге. Кулеры для питьевой воды, диваны, кресла, ковры, LED панели, служебные машины…
Предвижу, что какой-нибудь простодушный и наивный читатель скажет, что после такого скандала следовало бы чиновников из СПК и жильцов бракованных домов поменять местами. Корпорацию «Павлодар» передислоцировать в новостройку на городскую окраину, а людей расселить в «Доме инвестора».
Скажу на это так — это не наш метод. Это популизм и безответственность.
Дело, которым занимается СПК (заготавливает для регионального стабфонда картошку и гречку, покупает куриные яйца и продает их по «социальной цене» — на 10% ниже рыночной, сдает в аренду помещения в «Доме инвестора»), настолько тяжелое и ответственное, что бюрократу в некомфортных условиях с ним просто не справиться.
И то, что за качеством построенных по заказу СПК ипотечных домов не доглядели, прекрасное тому подтверждение. Видимо, сотрудникам корпорации чего-то не хватило. Возможно, кресла были недостаточно мягкие, или кондиционер сильно гудел и отвлекал от рабочих мыслей.
Не удивлюсь, если после неприятного конфуза с ипотечными домами СПК «Павлодар» закажет очередной ремонт своих кабинетов и новую обстановку для них. Чтобы пятое колесо, которым является акиматовская корпорация в телеге местного госуправления, не скрипело.
Александр, добрый день!
Мне это место директора даром не нужно и возвращаться в СПК у меня в планах не было ))) Я «заартачился» потому что меня уволили по отрицательному мотиву, по подложным документам и не по соответствующей статье ТК РК. Я всего лишь хотел убрать отрицательный мотив. Но СПК намеренно затянул процесс и вся тяжба растянулась на полгода. Суд первой инстанции меня восстановил и я планировал самостоятельно уволится после восстановления, но Утешев меня опередил и в первый день моего выхода на работу вручил уведомление о сокращении моей должности. Как говорится, что бы наверняка ))) Все сокращения и «оптимизация» штатной структуры дикий популизм и пыль в глаза, потому как все «сокращенные» переходят на договора ГПХ с аналогичными зарплатами. И вроде как все красиво на бумажке, что штат и ФОТ уменьшился и какие СПК, в целом, молодцы, а в реале затраты на оплату труда как были так и осталась.