В Павлодарскую область переселят более трех тысяч человек из дальнего зарубежья и южных регионов. Всем им обещают пособия, работу и жилье. А между тем в регионе и без того насчитывается 20 тысяч своих безработных и 27 тысяч очередников, нуждающихся в социальном жилье.
Вопрос к чиновникам — как быть с ними? Забыть?
По статданным численность жителей Павлодарской области с 2015 года сократилась на 8 тысяч человек. Каждый год поток выезжающих стремительно растет, и в прошлом году выехали за пределы региона 11 235 человек. Из них 8 тысяч переехали жить в другие области Казахстана, остальные – на ПМЖ в другие страны (в основном в СНГ и Европу).
В общем, динамика неутешительная. И вот государство за счет налогоплательщиков предлагает программу переселения, в рамках которой север страны заселяют жителями южных регионов, где самая высокая плотность населения и куча сопутствующих социальных (и не только) проблем – нищета, безработица, протестные настроения, криминал и тому подобные явления.
Как сообщило на днях руководство управления координации занятости и социальных программ, в рамках программы в Павлодарскую область в этом году прибудут 3100 человек, из которых 500 составят кандасы (этнические казахи их других государств, прежде назывались оралманами), остальные 2600 – жители из так называемых трудоизбыточных регионов. Все они получат деньги на переезд, подъемные, социальные льготы, им помогут с трудоустройством. Но самое главное – переселенцы получают за счет бюджета жилье. Львиная доля этих мигрантов переселяется в Павлодар, его пригороды, а также в Аксу и Экибастуз.
Социальная помощь и господдержка — это замечательно. Но хотелось бы, чтобы чиновники объяснили тем, кто уже живет в Павлодаре и области, с какой стати к приезжим такое отношение? Чем государству не угодили нынешние жители Павлодарской области?
Если верить статистике, в регионе уже насчитывается 20 тысяч безработных и 27 тысяч очередников, нуждающихся в социальном жилье. Только в Павлодаре в очереди на жилье стоит почти 16 тысяч человек. В их числе многодетные семьи, социально уязвимые граждане, работники бюджетных организаций. Есть многодетные семьи, которые по десять и более лет ждут обещанной государством квартиры — и не получают.
Есть дети-сироты, выпускники детских домов, которым тоже положены от родного государства жилые метры. Но что-то мы о социальном жилье для павлодарских сирот слышим редко. Зато для переселенцев — пожалуйста. В чем логика такой государственной миграционной политики? Люди уезжают из региона тысячами – из-за безработицы, низких зарплат, плохой экологии, отсутствия перспектив, наконец, из-за отсутствия жилья.
Но вместо того, чтобы удержать свое местное население, которое здесь родилось и выросло, дать людям достойную работу, зарплаты и жилье, чиновники устраивают непонятную карусель бюджетной щедрости.
Еще один парадокс программы переселения – жителей аграрных регионов переселяют в промышленный центр. Вопрос – а что они будут тут делать?
Одно дело, когда массовая миграция проводилась в советское время — в Павлодаре и области строили колоссальные производственные комплексы, на которых работали многотысячные коллективы.
На одном только Павлодарском тракторном заводе трудились 25 тысяч человек, на Павлодарском алюминиевом заводе — 8 тысяч. А еще были энергетика, нефтеперерабатывающий, химический заводы, были предприятия легкой и пищевой промышленности. В одной только строительной отрасли трудились десятки тысяч человек (тресты «Павлодаржилстрой» и «Павлодарпромстрой», домостроительные комбинаты, проектные организации). При каждом заводе имелся свой учебный комбинат по подготовке профессиональных кадров.
Сегодня и половины от той промышленной мощи не осталось, в 90-е годы все уничтожили и развалили. Где и как чиновники рассчитывают трудоустроить тысячи переезжающих мигрантов?
Кто-то возразит и скажет, что в Павлодаре и области достаточно действующих крупных предприятий, на которых всегда не хватает рабочих рук. Да, это так — отток квалифицированных кадров (из-за вредных условий и низких зарплат) имеется.
Но что-то не верится, что переселенцы с юга и из Монголии пойдут работать на электростанции и металлургические заводы.
Скажу еще более крамольную мысль, они даже сельским хозяйством заняться не смогут. Из-за суровости климата и отсутствия свободной земли. Почва в регионе с низким бонитетом, и все более-менее пригодные для фермерства земли давно разобраны.
Во всей этой программе переселения просматривается только одно — желание властей снизить социальную напряженность на юге, где из-за высокой плотности населения и нищеты остро стоит проблема социальной неустроенности со всеми вытекающими из нее последствиями (в том числе и потенциальными протестными настроениями). Но программой переселения власть не решает самой проблемы социальной неустроенности — она просто перекидывает ее в другой регион.