Зачем надо было тратить сотни миллиардов тенге? Зачем нужно было развивать свои собственные компетенции? Зачем нужно было культивировать молодые кадры в сфере цифровизации и информатизации? Зачем надо было более-менее успешно развивать электронное правительство, внедрять всякие полезные цифровые опции в систему безбумажных государственных услуг? Чтоб сдать все это богатство какому-то там Сбербанку?
Этими неудобными вопросами задается в социальной сети Facebook казахстанский блогер Эльдар Кнар.
«Несколько дней назад, я заканчивал хороший материал (достоинства и недостатки) о развитии электронного правительства и государственных сервисов в Казахстане для одного журнала. Но не закончил.
Потому что, в Интернете заметил счастливое лицо Владимира Путина и рядом такие слова как «Сбербанк» и «eGov».
3 Сентября 2021 года на VI Восточном экономическом форуме (РФ, Владивосток) Премьер-министр Казахстана Аскар Мамин и глава Сбербанка Герман Греф подписали на Меморандум о сотрудничестве по трем пунктам:
— проекты по цифровой трансформации Казахстана,
— переход к платформенной модели цифровизации,
— переход к концепции Data Driven Government.
Кстати, подобный Меморандум о сотрудничестве в сфере цифровизации в ноябре 2020 года уже подписывался ранее Казахстаном и РФ после презентаций Сбербанка.
У меня нет текста подписанного 3 сентября Меморандума. У меня нет технической и методической документации, которая предшествовала этому Меморандуму.
Поэтому дальнейшие заключения строю на предположениях, логике и смысловых конструкций.
В пунктах «цифровой трансформации» и в принципе «Data Driven Government» нет ничего трагичного и критичного. Такого рода соглашения уже ранее подписывались (например, между BI-Group и Сбербанком). Это обычная форма информационного сотрудничества в сфере высоких ITехнологий и искусственного интеллекта.
Но пункт, который касается платформы заставляет очень сильно насторожиться.
Собственно, речь в Меморандуме идет только об одном: переход в платформе Сбербанка, который является основой цифровой трансформации РК и работает на принципах Data Driven Government и парадигме GovTech.
Просто «переход на платформу» (Сбербанка) постарались спрятать между цифровой трансформацией и Data Driven Government.
Предыстория платформы такова.
В 2015 году Сбербанк начал разработку бизнес-хаб-платформы Sberbank Huge Data Platform. Не будут вдаваться в подробности – здесь это не обязательно.
В 2019 году эта платформа (в улучшенной версии Platform V) была запущена в Сбербанке. После этого премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что платформа Сбербанка будет применяться для создания цифровой платформы государства (проще говоря, для «электронного правительства»). В частности, платформа Сбербанка была в 2019 году использована для работы правительства Москвы.
Итак, в Меморандуме между РК и Сбербанком, видимо, речь идет именно об этой платформе Sberbank Huge Data Platform. (Platform V), которая адаптирована к нуждам электронного правительства. И именно на эту «единую» сбербанковскую платформу хотят «насадить» казахстанское электронное правительство, то есть egov.kz и прочие государственные сервисы и опции.
Но, как и во всякой сложной программной среде, платформа Сбербанка наверняка содержит в себе «троянских лошадей». То есть, некие скрытые программные прошивки, которые позволяют контролировать и манипулировать платформой со стороны разработчика (то есть, Сбербанка).
Тем более, как я понял, техническое сопровождение и администрирование платформы для Казахстана будут обеспечивать специалисты Сбербанка.
Проще говоря, это означает, что в любой момент и по своему усмотрению Сбербанк или Кремль могут блокировать работу «электронного правительства» Казахстана. В частности, отключить сервисы государственных услуг и опций.
И, как я понимаю, если Президент или Правительство РК захочет дополнить, редактировать или изменить государственные сервисы, то оно должно обращаться к… частному российскому банку.
Насколько мне известно, аналогов такой абсурдной ситуации в мире нет. Как говорил Уильям Шекспир: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»…
В общем, примерно такая картина.
Ощущение от этого очень странного действия такое: «поматросили и бросили» …
Зачем надо было тратить сотни миллиардов тенге? Зачем нужно было развивать свои собственные компетенции? Зачем нужно было культивировать молодые кадры в сфере цифровизации и информатизации? Зачем надо было более-менее успешно развивать электронное правительство, внедрять всякие полезные цифровые опции в систему безбумажных государственных услуг?
Чтоб сдать все это богатство какому-то там Сбербанку? Который по уровню цифрового сервиса для населения рядом не стоит с уровнем сервиса некоторых казахстанских банков. России, которая по уровню развития электронного правительства рядом не стоит с Казахстаном? Несмотря на то, что электронное правительство делали нам эстонцы, россияне и беларусы, но все же решения принимались в Акорде.
Если нам придется звонить в российскую Москву в отделение Сбербанка, чтобы получить казахстанский ЭЦП в Астане – это явный признак «цифрового маразма» и «цифровой деменции».
В общем, честно говоря, я ничего не понял. Ощущение что весь наработанный цифровой капитал может остаться у разбитого корыта.
Мне практически невозможно представить себе, как частный (!!!) иностранный банк может рулить государственными сервисами и личными данными граждан другого государства.
Ситуация напоминает голливудские фильмы про боксеров, где тренер говорит своему успешному боксеру: «…ты должен упасть в пятом раунде…». Сюжеты таких фильмов разные: боксер подчиняется правилам договорных матчей и падает в пятом раунде или другой финал – боксер проявляет гордость, бунтует и сам ложит противника в пятом раунде.
Сегодня успешному Цифровому Казахстану в сфере государственных услуг и национальной кибербезопасности шепнули на ухо: «В матче против Сбербанка, ты должен упасть в пятом раунде!».
И у меня возникает вопрос: как поведет себя Цифровой Казахстан?
Упадет перед Сбербанком и Россией или сам хорошим правым джебом отправит Цифровую Россию и Сбербанк в глубокий нокаут?
Не знаю, но надеюсь на лучшее и здравый смысл…
Поскольку, «взаимное доверие» – это вещь хорошая, но и оно должно иметь свои пределы…
Надеюсь Меморандум так и останется Меморандумом, который никого ни к чему не обязывает.
Все-таки GovTech – это не 1С-Бухгалтерия, не Word и не WhatsApp. Это, прежде всего, вопрос суверенитета».