Когда чиновники в Казахстане выступают с очередной непопулярной идеей, и эту идею люди справедливо критикуют, чиновники всегда реагируют одинаково и типично. Всегда. Настолько типично, что я даже подумывал как-то в шутку сделать алгоритм реакции чиновника на критику в соцсетях, а потом понял, что он будет ну совсем примитивным.
 
Во-первых, надо заявить, что есть некие государственные интересы, которые непонятны простым смертным. Вот им, непростым и мудрым людям, сидящим на самом верху, эти интересы понятны – а нам, простым людям, нет.
 
И объяснять нам бесполезно, мы не поймем. Почему не поймем? Потому что люди мы не государственные.
 
Во-вторых, надо заявить, что критика – это хайп и погоня за лайками. А те, кто критикует – соответственно, хайпожоры. Это, к примеру, случилось буквально неделю назад, во время обсуждения законопроекта о регистрации соцсетей. Как только проект начали критиковать, причем справедливо, один из авторов проекта немедленно заявил, что критика – это хайп.
 
Правда, он еще припомнил слово «кликбейт», и здесь надо отдать ему должное. Налицо серьезная работа по расширению кругозора.
 
Говорят, что умный человек – это тот, кто сомневается. Я себя считаю человеком неглупым. И поэтому поначалу, когда я какие-то вещи критиковал, а в ответ чиновники говорили, что я ничего не понимаю и что речь идет о высшем замысле, который не понятен заурядным умам вроде меня – я иногда, если честно, начинал сомневаться. Но пару лет назад произошел один абсолютно реальный случай, который меня от всяких сомнений излечил, причем надолго.
 
У меня в Фейсбуке вышел пост с критикой одного астанинского контролирующего органа, который очень уж сильно давил на предпринимателей. Пост меня попросили опубликовать друзья, чей небольшой бизнес в результате этого давления пострадал. Я за друзей обиделся, и поэтому пост получился жестковатый. И реакция не заставила себя ждать.
 
В Фейсбуке немедленно появился представитель этого государственного органа. И он все заявил по сценарию. Во-первых, что я ошибаюсь и ничего не понимаю. А во-вторых, что это хайп и придирки (слово «кликбейт» чиновник, видимо, не знал). И он был так возмущен, и так убедителен в своем возмущении, что я, если честно, на какой-то момент засомневался – а прав ли я вообще?
 
А на следующий день чиновника арестовали по обвинению в получении взятки.
 
Я никогда не утверждал, что все чиновники в стране работают плохо. Я всегда утверждал ровно наоборот. В стране 90 тысяч государственных служащих, и не могут все они быть коррупционерами и лентяями. Больше скажу – подавляющее большинство госслужащих в стране не коррупционеры, и не лентяи, а нормальные честные люди. Просто система государственной службы в стране организована так, что дольше живут те, кто не высовывается. И это предмет для большого отдельного разговора.
 
Но с тех пор каждый раз, когда я вижу большого и важного государственного человека, который слишком активно распространяется о государственном интересе, недоступном простым смертным, а тех, кто его инициативы критикует, называет хайпожорами – я уже это всерьез воспринимать не могу.
 
Потому что практика показывает, что нет никакого государственного интереса, который нельзя было бы объяснить широкой аудитории доступным языком.
 
И нет никакого хайпа в том, чтобы открыто обсуждать проблемы, которые чиновники обсуждать не хотят.
 
А еще в таких случаях я на следующий день внимательно проглядываю новости. Просто на всякий случай.
Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.