По независимым СМИ России нанесли очередной удар. 29 сентября 2021 года стало известно о том, что Министерство юстиции РФ внесло в список СМИ-иноагентов издание «Медиазона», а также его главного редактора Сергея Смирнова и издателя Петра Верзилова.
Кроме них в список попали также правозащитный проект «ОВД-Инфо» и 20 членов движения «Голос», которое отслеживает нарушения на выборах. Само движение было признано иноагентом раньше.
А сегодня, 30 сентября, появилась информация об обысках в квартире родителей шеф-редактора The Insider Романа Доброхотова. Его подозревают в незаконном пересечении границы с Украиной и объявили в международный розыск.
Сооснователь проекта «ОВД-Инфо» Григорий Охотин считает происходящее в России политическим давлением на журналистов.
В свою очередь, редакция «Медиазоны» отметила, что над ними теперь нависла угроза огромных штрафов и блокировки сайта.
«За нами пришли. Два года назад мы вынесли эти слова в заголовок заявления о задержании журналиста Ивана Голунова — это было первое редакционное заявление в истории «Медиазоны». Тогда всем вместе нам удалось спасти Голунова и даже — невероятное дело — добиться осуждения подбросивших ему наркотики полицейских.
Но за эти два года пришли за многими другими журналистами. Мы снова и снова писали свои и присоединялись к заявлениям других редакций. Журналистов избивали, задерживали на акциях протеста, где они работали, сажали на сутки, обыскивали и арестовывали по уголовным делам.
Многие уехали из страны. Целые издания были включены в реестр «иностранных агентов» — это поставило их на грань уничтожения. «Медуза» оказалась практически разорена в один миг, «Радио Свобода» эвакуирует сотрудников из России, а VTimes после включения в реестр объявил о закрытии.
Теперь пришли и за «Медиазоной». Минюст объявил нас «иностранными агентами»… Теперь по закону мы должны везде огромными буквами указывать этот статус и сдавать ведомству подробные отчеты о нашей работе. Неисполнение грозит огромными штрафами и блокировкой сайта — и закон написан так размыто, что оставляет много возможностей для придирок. Это угроза, которая теперь все время будет висеть над нами.
Ярлык «иностранного агента» делает работу журналистов очень сложной — а иногда и просто невыполнимой. Каждый сотрудник «Медиазоны» теперь может попасть в этот реестр и в личном качестве (а это может привести даже к уголовному делу). Из-за этого ярлыка с нами откажутся общаться некоторые герои, чиновники перестанут отвечать на наши вопросы, коллеги будут опасаться ссылаться на наши публикации, а читатели репостить их — ведь никто не знает, не придут ли потом и за ними. Клеймо «иноагента» для того и нужно, чтобы люди обходили нас стороной.
Нам будет трудно, но мы не собираемся останавливаться…
Сегодня государство хочет, чтобы независимые журналисты исчезли. Мы — хотим делать нашу работу и честно рассказывать о России. Если этого же хотят наши читатели, то вместе у нас все получится», — заявили журналисты «Медиазоны».
Что касается издания The Insider, то оно было признано иностранным агентом еще в июле, и тогда же Роман Доброхотов стал фигурантом уголовного дела о клевете на нидерландского журналиста Макса ван дер Верффа.
Причиной послужило опубликованное The Insider расследование, в котором утверждалось, что Макс ван дер Верфф и другие иностранные журналисты негласно сотрудничают с ГРУ и получают от них деньги для распространения информации о Boeing МН17, сбитом над Донбассом в июле 2014 года.
По словам адвоката Романа Доброхотова Юлии Кузнецовой, в сентябре ее подзащитный уехал из России в Украину, и теперь на журналиста завели уголовное дело из-за «незаконного» пересечения границы. 30 сентября в доме у его родителей, а также у сестры и жены ФСБ провела обыски. Супругу шеф-редактора издания The Insider забрали в следственное управление ФСБ.
Кстати, в июле у Доброхотова и его родителей уже проводили обыски по делу о клевете. У него изъяли телефоны, ноутбук, планшеты и загранпаспорт.
…После летней волны массового признания независимых СМИ России иностранными агентами эксперты предсказывали, что после выборов, прошедших 17-19 сентября, репрессии против немногих оставшихся продолжатся.
Увы, это тот самый случай, когда прогноз сбылся. И это совсем не радует.