Учитель истории из Экибастуза Канат Сеитов участвовал в митинге против повышения цен на газ 5 января 2022 года и за это жестоко расплатился — его унижали и избивали полицеские, уволили из школы, а суд выписал штраф.
Его рассказ был опубликован в «Фейсбуке», а мы ниже приводим его полностью.
5 января во время митинга возле акимата г. Экибастуз я попал в объектив видеокамеры.
До моего задержания (10 января) со мной вышла на связь и.о. директора школы КГУ СОШ 10, это произошло 8 января (митинг был 5 января), и попросила написать заявление на увольнение по собственному желанию.
Я понимал, что писать данное заявление не имеет смысла. Хоть и не силён юридически, но понимаю незаконность данного действия. Также я понимал, что на руководство моей школы оказывается давление (в Павлодарской области это в порядке вещей).
10 января мне позвонил сотрудник полиции (некий Данияр), попросил выйти с ним на переговоры для дачи показаний. Я сел в его машину, не оказывая сопротивления. Он отвёз меня в ГОВД (или РОВД) по улице Машхур-Жусупа, убедил, что только возьмёт показания и освободит меня. Оставив меня на 1-м этаже якобы для дачи показаний участковому, Данияр скрылся.
Далее меня взяли в оборот сотрудники в масках, начав применять физическое насилие. Избивали и всячески унижали. Они не понимали, почему я оказался в числе задержанных, ибо являюсь школьным учителем, которых государство всячески холит и лелеет в плане заработной платы, статуса. Задавали вопросы: «Зачем, почему, чего не хватает?», дескать, имеешь работу — держись за неё, не участвуй в митингах.
Наблюдая картину, как избивают остальных задержанных, я выбрал тактику молча терпеть и не говорить о своих правах, т.к. видел, что это не имеет смысла в данной ситуации.
В ходе избиений мне оказывал помощь сотрудник, который не давал возможности остальным окончательно унизить меня, всячески старался оградить от острижения (я как археолог имею наглость носить длинные волосы). Он действовал тактично, у него внушительный внешний вид и своим присутствием не давал возможности окончательно «сломать» меня. Скорее всего сказывается семейное воспитание и внутренние моральные качества.
Нам не давали возможности прочитать бумаги, которые мы подписывали, избиения внутри кабинетов ужесточались. Мне сломали очки, выбив линзы из оправы. Избивали сотрудники, которые тоже являются жителями Экибастуза.
До конца не понимал, почему свои же экибастузцы делают это, кто им дал команду, откуда в них такая уверенность? Додумывал, что экибастузские парни в форме избивают нас под присмотром иногородних сотрудников.
В ходе анализа ситуации понимал, что сотрудникам полиции не дают выспаться, всячески нервируют их приказами. Вполне вероятен определённый процент жестоких садистов, которые оказываются в силовых структурах, да и ситуация безнаказанности и вседозволенности, когда перед тобой беззащитные люди, которых можно избивать, дала волю для выхода животных инстинктов.
После дачи всех показаний об участии в митинге (5 января), меня поместили за решётку, где я смог прийти в себя, понять степень тяжести травм.
Обратил внимание, что сотрудники, патрулирующие город, были крайне рады мёрзнуть на улице, нежели участвовать в массовых избиениях. Они мои знакомые, их родители вынуждены просить прощения за своих детей, т.к. они не приняли никаких действий, чтобы прекратить массовые избиения. Скорее всего их уже морально наказывают члены семьи, пусть даже они выполняли приказ.
В данном случае их вина заключалась в том, что они оказались в полицейской форме, круглосуточно присутствовали на работе и физически не высыпались. Надеюсь, их члены семьи поймут, что был задействован маховик репрессий, направленный на то, чтобы отделить и стравить народ Казахстана.
Сотрудники такие же люди, они сами, и члены их семей присутствуют в обществе, для них также присуще чувство страха, т.к. понимают, что характер жителей Экибастуза немного иной.
После того, когда в Алматы сотрудников оставили безоружными на растерзание толпы, я понял всю степень деморализации сотрудников полиции.
После того, когда меня избитого поместили за решётку, начал прислушиваться, что происходит в соседних камерах. Вскоре к ночи начали доставлять задержанных из Майкайына, и я понял, что меня избивали «слегка» по сравнению с тем, что довелось испытать им. Одного из жителей Майкайына пришлось увозить на скорой помощи, т.к. был риск, что он не доживёт до утра.
За решёткой нам не удалось выспаться, т.к. было тесно. Рядом оказался парень, которого забрали прямо с рабочего места, из разговора с ним узнал, что у него есть двое детей.
Другим соседом оказался школьный учитель, мой коллега. У него скоро родится третий ребёнок. Мать — инвалид. Его, как учителя, тоже уволят.
В соседней камере находился студент 5-го курса карагандинского медицинского ВУЗа, запомнил его, т.к. в кабинете для дачи показаний его избивали вместе со мной. Студента обещали отчислить.
На следующий день (11 января) дождались суда, перед судом нас не избивали. Суд назначил мне штраф в размере 91 800 тенге.
После решения суда сотрудники полиции заставили давать извинения на видеокамеру, чтобы окончательно унизить. За отказ от видеосъёмки грозили посадить на 10 суток.
После суда вышел на связь с и.о. директора школы, которая дала команду написать заявление на увольнение по собственному желанию — она сделала всё возможное, чтобы меня не уволили с позором из системы образования.
В течение нескольких дней приходил в себя, однако с ногами становилось хуже. В таком состоянии я не имел желания снова оказаться в полиции, т.к. после всего увиденного понимал, что меня могут повторно задержать без разницы по какой причине. Потому ограничил свои контакты, не выходил на связь.
14 января вышел на связь с адвокатом, объяснил ситуацию. Адвокат убедил меня обратиться за медицинской помощью, открыть больничный лист, уверил, что с работы меня не уволят.
14 января в травматологии мне пришлось указать, что был избит неизвестными. Указал дату: 10 января
Сейчас решается вопрос с моим увольнением со школы и штрафом 91800 тенге (30 МРП).
Почему я вышел на митинг? Чтобы не было стыдно, как 10 лет назад, когда расстреливали людей в Жанаозене.
Я помню то чувство стыда, когда вся страна молча наблюдала за событиями декабря 2011 года. И эти смелые люди из Мангыстау снова вышли на защиту не только своих прав, но и наших.
Понимал, что перемен в государстве не будет, однако, вышел на митинг, и моя совесть чиста, т.к. не остался в стороне. Мне не будет стыдно смотреть в глаза ученикам, когда буду им говорить на уроках истории о Сырыме, Махамбете, Исатае, Кенесары, Жанкоже, Есете и многих других достойных сынах казахского народа.
Однако не ожидал, что в такой грубой форме понесу наказание в форме избиений, унижений, увольнения и штрафа.
Сеитов Канат Каиролаевич, 13.10.1991 г., учитель истории.
ОТ РЕДАКЦИИ
Уже после публикации нашей статьи мы узнали, что представитель Управления образования Павлодарской области Динислам Болатханулы встречался с коллективами школ Экибастуза и в том числе с учителем Канатом Сеитовым. Об этом он написал на своей странице в Facebook. «Никакого давления на него со стороны руководства школы и городского отдела образования не было, с работы его не уволили, заявление писать не требовали», — говорится в его посте.
Мы рады, что смелый учитель продолжит работать в школе.