Очень многие отставку прежнего руководителя Центральной избирательной комиссии восприняли как свидетельство начала реформ, обещанных Токаевым. Напомню, что вместо Берика Имашева — члена партии «Нур отан», назначен его однопартиец Нурлан Абдиров. Как вам такой финт ушами?
А люди реально радуются, воспринимая этот факт как начало процесса оздоровления страны и очищения от всего негативного, что связано с именем Назарбаева. Люди обсуждают перспективы предстоящих выборов, которые будут наконец-то честными и справедливыми. Святая наивность!
Как будто несправедливость прошлых выборов зависела от личности того, кто возглавлял ЦИК. При чем здесь личности, если проблема в другом – в абсолютной зависимости ЦИК от исполнительной власти. Кто назначает председателя ЦИК, тот и диктует правила его поведения на выборах. Это в других странах выборы для того, чтобы граждане периодически меняли власть в целях оздоровительной профилактики. В нашей стране выборы давно уже превращены в инструмент удержания власти в одних руках.
ЦИК же это те, кто умело пользуются этим инструментом, обеспечивая на выборах нужный результат. Так было последние 30 лет и этот принцип продолжает господствовать сегодня. Пока ничего не поменялось. Кроме мутных обещаний Токаева и намеков на изменения нет никаких логических оснований предполагать, что что-то изменится.
Назначенный председателем ЦИК Абдиров будет точно также исполнять волю Токаева, как прежде это делал Имашев, выполняя установки Назарбаева.
Матрица, созданная елбасы, осталась. Выйти за ее пределы можно только принципиально изменив принципы формирования и работы ЦИК. Но об этом разговор отложен на осень.
И это можно понять. Уровень возмущения и недоверия к людям во власти такой, что честные и справедливые выборы для них это реальная угроза потерять все. А потому надеяться и верить в то, что президент Токаев на это может решиться в ближайшее время, это полная утопия. Они же не самоубийцы.
Печально, что эти абсолютно очевидные вещи приходится объяснять людям, испытывавшим на себе издевательство выборной системы долгие 30 лет назарбаевщины.