Недавний рабочий визит президента РК Касым-Жомарта Токаева в Россию и его переговоры с Владимиром Путиным оставили двоякое ощущение.

С одной стороны, вполне понятно, почему преемник Нурсултана Назарбаева свою первую зарубежную поездку после январского «взрыва» протестов совершил именно в Москву – он был просто обязан это сделать, чтобы, во-первых, поблагодарить соседнюю державу за экстренную военную поддержку, во-вторых, дабы подтвердить Кремлю, что Казахстан является его верным союзником.

С другой стороны, похоже, что, совершая этот, можно сказать, ритуальный визит, Касым-Жомарт Токаев чувствовал себя не в своей тарелке. Конечно, на видео и фото, сделанных в ходе переговоров  и затем на брифинге, он выглядел вполне в себе уверенным. Но это было не так.

И эта скрытая неуверенность президента РК вольно или невольно отразилась в пресс-релизе Акорды. Чтобы доказать это, прочитаем документ между строк.

Начнем с того, что если верить пресс-релизу Акорды, то Токаев, «находящийся с рабочим визитом в Москве, провел встречу с Президентом России Владимиром Путиным». То есть не президент РФ принял президента РК в Кремле, а наоборот, второй встретился с первым, причем непонятно где.

Идем далее. Оказывается, главной темой встречи глав двух соседних государств были: «перспективы развития двусторонних отношений и ключевые вопросы взаимодействия на региональном уровне». То есть не январские события в Казахстане, заставившие Токаева обратиться за срочной военной поддержкой к ОДКБ, а если говорить прямо — к Владимиру Путину.

Судя по всему, дабы подкрепить тезис о том, что это были обычные переговоры, чуть ли не половину текста официального пресс-релиза Акорды заняло перечисление одиннадцати подписанных в ходе визита документов. При этом уже из их названий следует, что подписывались они главным образом для того, чтобы навести тень на плетень.

Почему мы так считаем? Дело в том, что только один из этих документов является соглашением о сотрудничестве, причем между двумя пусть крупными, но бизнес-структурами: АО «НК «Қазақстан тeмip жолы» и АО «Трансмашхолдинг». Все остальные десять — это меморандумы о взаимопонимании, то есть декларации намерения сотрудничать и не более того.

Так ли уж было необходимо  подписывать эти меморандумы в ходе рабочего визита президента РК в Российскую Федерацию? Уверены, это можно было сделать в обычном порядке. Другими словами, для нас очевидно, что все они представляют собой нечто вроде театрального занавеса, которым Акорда попыталась скрыть неудобное для себя обстоятельство.

Далее в  пресс-релизе Акорды есть любопытный абзац. Процитируем:

«Президент Казахстана поблагодарил российского лидера за приглашение посетить Москву и традиционное гостеприимство».

Судя по всему, в этом вопросе Акорда попала в словесную ловушку, из которой у нее не было выхода.

С одной стороны, она точно не могла заявить, что инициатива поездки в Россию принадлежит президенту РК Касым-Жомарту Токаеву. С учетом умонастроений среди радикально настроенных казахскоязычных граждан это было бы опасно.

Но, с другой стороны, объяснить согражданам зарубежный визит главы казахстанского государства в условиях, когда в стране далеко до внутриполитической стабильности, не менее сложно.

Видимо, в итоге решили сделать упор на то, что Токаева пригласил Путин, а тот, как вежливый и воспитанный человек, не смог ему отказать.

Комментировать оценку Касым-Жомартом Токаевым причин январских событий в стране не видим смысла, отметим только его благодарность Владимиру Путину. За что? Де-факто за поддержку, оказанную более сильным авторитарным политическим режимом более слабому авторитарному политическому режиму. И очень похоже, что благодарность Токкаева была вполне искренней.

Что касается Путина, то он сделал реверанс в адрес Токаева (цитируем):

«Главную роль, конечно, сыграло руководство самого Казахстана, преданные своему делу, присяге и народу Казахстана правоохранительные органы, вооруженные силы».

Но при этом Владимир Путин уклонился от того, чтобы прямо поддержать Касым-Жомарта Токаева в скользком вопросе, кто же все-таки был главным организатором январских событий. Вот как это прозвучало:

«Казахстан стал, без всякого преувеличения, жертвой каких-то международных банд, которые воспользовались непростой ситуацией внутри страны».

По оценке KZ.expert, эти слова Путина на фоне заявления директора Службы внешней разведки РФ Сергея Нарышкина, что его ведомство имело сведения о подготовке беспорядков в Казахстане в январе 2022 года и поделилось ими со своими казахстанскими коллегами,  выглядят как скрытая ирония.

Если подвести итоги вышесказанному, то выходит, что Акорда очень хочет представить чрезвычайный визит президента РК в Российскую Федерацию как обычную рабочую поездку. А не как явление Касым-Жомарта Токаева пред очи Владимира Путина — не важно, по вызову или благодарности ради.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА! 

 

Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ! 

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8-777 681 6594  или на номер карты 5169 4971 3344 9037.  

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.