В рамках строительства «нового Казахстана» правительство сделало один из первых шагов: снизило ставку утилизационного сбора за автомобили и сельхозтехнику ровно вполовину. Однако тех, кто выступал за снижение размера утильсбора, это «половинчатое» решение не удовлетворило.

«Принято решение, уровень стимулирования автопрома позволяет нам снизить на 50% ставку (утильсбора —  Авт.) на все виды автомобильного транспорта и производимой сельхозтехники», — заявил первый вице-премьер РК Роман Скляр в прямом эфире телеканала «Хабар 24» 23 февраля.

Напомним, в конце минувшего года члены движения «Нет утильсбору» (в интернете оно насчитывает порядка 30 тысяч участников) выходили на пресс-митинг. Тогда они заявляли, что за пять лет существования частное ТОО «Оператор РОП», собирающее плату за утилизацию любой техники, накопило на своих счетах 579 млрд тенге утилизационных платежей, при этом механизм расходования этих средств был абсолютно непрозрачным.

Политолог Санжар Бокаев даже называл конкретные фамилии тех, кто лоббирует утильсбор в таком виде и является бенефициаром собираемых платежей.

На тот момент это были премьер-министр РК Аскар Мамин, вице-премьер Роман Скляр, министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов, министр экологии Сериккали Брекешев, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев, основатель Казахстанской моторной компании «Астана Моторс» Нурлан Смагулов, и стоящая за учредителями ТОО «Оператор РОП» младшая дочь первого президента РК Алия Назарбаева.

СПРАВКА

 

Действовавшая ранее базовая ставка утилизационного сбора в Казахстане составляла 50 МРП (153 150 тенге в 2022 году). Для владельца автомобиля размер платежа определялся умножением ставки на коэффициент, размер которого зависит от объема двигателя автомобиля.

 

Для машин с объемом двигателя до 1000 кубических сантиметров коэффициент составляет 3 (153 150 тенге х 3 = 459 450 тенге).

 

Для авто с объемом двигателя от 1 001 до 2 000 кубических сантиметров коэффициент составляет 7 (153 150 х 7 = 1 072 050 тенге).

 

Для ТС с объемом двигателя от 2 001 до 3 000 кубических сантиметров коэффициент составляет 10 (153 150 х 10 = 1 531 150 тенге).

 

Для машин с объемом двигателя свыше 3 001 кубического сантиметра коэффициент составляет 23 (153 150 тенге х 23 = 3 522 450 тенге).

Требования активисты выставляли следующие: пересмотреть ставку утильсбора в течение января 2022 года. И даже грозили инициацией референдума с вопросом: считают ли казахстанцы необходимым утильсбор в Казахстане?

С подачи президента

Как видим, в месяц правительство не уложилось. И вообще, оно могло и проигнорировать возмущение сетевых активистов, если бы не случились январские волнения. Только после событий января глава государства дал отмашку по пересмотру ситуации.

«У предпринимателей и в целом в обществе множество вопросов вызывает деятельность компании, которая называется «Оператор РОП». Дошло до того, что было организовано некое общественное движение против этой частной компании. Я поручаю правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжению утилизационным сбором «Оператором РОП». Этим должна заниматься государственная организация, как положено в зарубежных странах», — сказал Токаев на заседании мажилиса 11 января.

Спустя неделю правительство РК приняло постановление, согласно которому оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) была определена государственная организация — АО «Жасыл даму».

В свою очередь деятельность ТОО «Оператор РОП» в части администрирования утилизационного сбора и распоряжения соответствующими средствами была прекращена, а активы, созданные за счет средств утилизационного сбора, были переданы в собственность государства. И спустя чуть больше месяца были озвучены новые ставки, сниженные против существующих вдвое.

Ставки не считаны

Впрочем, тем, кто выступал на пресс-митинге и выдвигал требования, не нравятся ни размеры новых ставок утильсбора, ни подход к их определению.

Санжар Бокаев считает новые размеры утильсбора «неразумными» хотя бы потому, что они ничем не обоснованы:

«Во-первых, эти цифры – 50% от существующих ставок – взяты с потолка, так нельзя работать, это непрофессионально. Прошло полтора месяца — а в правительстве не представили никаких расчетов, почему ставки должны быть такими, а не иными. В 2015 году цифры размера утильсбора также были взяты с потолка. Вроде бы да, пошли нам навстречу. Но шаг этот — некомпетентный.

Во-вторых, мы попросили восемь частных утилизирующих компаний, в том числе Союз вторичной металлургии, посчитать, сколько стоит утилизация легкового автомобиля. У них получилось 78 тыс тенге. Почему мы должны переплачивать?», — сказал он в ходе пресс-конференции 24 февраля

Но самое главное, по словам Бокаева, то, что взимая утильсбор, правительство обманывает всех казахстанцев. Он уверен, что утильсбор – это экологический платеж, взимаемый исключительно за утилизацию старых авто. А у нас в него включено стимулирование отечественного автомобилестроения, то есть казахстанцы платят ни за что по сути частным автозаводам.

И продолжая мысль о лоббистах утильсбора, политолог считает главным из них первого вице-премьера РК Романа Скляра:

«Мы посмотрели все документы за время работы его министром индустрии. Это человек, который постоянно лоббирует интересы зарубежных компаний. Поэтому я открыто заявляю: господин Скляр, вы являетесь главным лоббистом схем назарбаевской семьи. Раньше эту функцию выполнял Мамин (Аскар – экс-премьер-министр РК – Авт.). Мы еле как смогли добиться, чтобы он не остался в правительстве. Однако остались замы, которые продолжают выполнять эту функцию. И я надеюсь, что господин Скляр отреагирует на мои слова, быть может, в судебном порядке, и я через суд докажу, что он является лоббистом этих схем. Мне интересно: сколько стоит продать интересы страны, интересы казахстанцев? Наверное, есть сумма, которая может перекрыть честь, совесть и достоинство. Этот вопрос я также адресую господину Скляру».

Предприниматель Владимир Ким добавил, что при внедрении новой ставки утильсбора не было сделано не только расчетов, но и были нарушены нормы законодательства, а именно, статьи 83 Предпринимательского кодекса:

«В ней говорится, что меры, которые оказывают влияние на бизнес, экономику, должны обязательно проходить анализ регуляторного воздействия. Этого сделано не было.  Скидка была сделана как на базаре. Получается, шесть лет люди переплачивали?»

Член комитета малого и среднего бизнеса Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Жаркенов говорит, что активисты «Нет утильсбору» будут настаивать на том, чтобы их расчеты по ставкам утильсбора были рассмотрены в правительстве, после чего приняты обоснованные решения. Быть может, они будут не совсем такими, как представляется сегодня, но в этом случае аргументы с противоположной стороны должны быть внятные.

Подводя черту, Санжар Бокаев озвучил новые требования правительству: либо оно берет за основу расчеты экспертов и независимых компаний, либо до конца года объявляется полная отмена, вводится мораторий на взимание ныне существующих утильсборов, и казахстанцы получают право завозить в течение 2022 года автомобили без оплаты утилизационных взносов.

«Мы со своей стороны готовы приложить все усилия, чтобы выстроить и правильную систему утилизации, и правильные ставки. Чтобы с 1 января 2023 года можно было начинать работать по согласованным, отработанным, проанализированным бизнесом и обществом в целом правилам. Так должно быть в нормальном государстве», — заметил политолог.

Вы спросили – мы ответили

Между тем представители казахстанского автобизнеса, которых в «Нет утильсбору» называют бенефициарами утилизационных платежей, себя таковыми не считают. По крайней мере, так прокомментировал обвинения в свой адрес генеральный директор «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев.

«Нашим двум заводам прежний оператор РОП вернул 29,2 млрд. тенге, ранее оплаченных нами с нашего оборота ТОО «Оператор РОП». Почему «Оператор РОП» говорил, что это является поддержкой автопрома, мы не знаем. Система работы была поставлена таким образом, что производители сначала платили утилизационный сбор, а «Оператор РОП» возвращал эту же сумму. Соответственно, в стоимости автомобилей казахстанского производства утильсбор не сидел.

Сейчас мы предложили новому оператору РОП — «Жасыл Даму» — изменить схему работы с производителями работы в Казахстане по аналогии опыта Беларуси и Российской Федерации, когда оборот будет учитываться методом зачета, никаких транзакций между производителем и оператором РОП производиться не будет. И вопрос о якобы получаемых нами субсидиях снимется», — сказал он в ходе пресс-конференции, которую представители автомобильного бизнеса провели также 24 февраля.

В свою очередь вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Анар Макашева, отвечая на наш вопрос относительно справедливости ставок утильсбора по легковым автомобилям, выразила несогласие с тем, что снижение размера утильсбора на 50% недостаточно. Мы не беремся оценивать, насколько ее ответ был полон и, что называется, «по делу», поэтому приведем его полностью:

«Критически важно, чтобы в рамках ЕАЭС у Казахстана сохранялись единые равные правила игры и равные условия с другими странами и другими игроками в автобизнесе. Если где-то будет перекос, тогда Казахстан окажется в неравных условиях – как экономических, так и глобальных. Соответственно, важно, чтобы тарифы были гармонизированы. Официальная позиция АКАБ состоит в том, чтобы ставки утилизационного сбора в рамках ЕАЭС были гармонизированы.

Когда в 2010 году таможенная пошлина на транспортные средства в Таможенном Союзе была в размере 30% и РФ вступала в ВТО, то пришли к договоренности, что конечная ставка таможенной пошлины снизится до 15% в течение семи лет. При этом РФ ввела у себя утильсбор в 2012 году, и стоимость утильсбора компенсировала разницу в снижении таможенной пошлины.

Когда Казахстан вступал в ВТО и договорились, что стоимость таможенной пошлины будет 15% (то есть также будет снижена), Казахстан ввел утильсбор в размере 11%, и все импортеры, и все люди, кто ввозил транспортные средства, условно выиграли. И в Казахстане размер утильсбора не менялся с 2016 года, тогда как в РФ эта ставка поднималась каждые два года, если не ошибаюсь.

Позиция казахстанского автобизнеса такова, что внутри ЕАЭС должны быть равные условия со странами-участницами».

В общем, вопросов по утильсбору, которые активисты «накидали» правительству, достаточно, а вот последует ли на них реакция, предсказать сложно. Ведь, как известно, отличительная способность «слышащего государства по-казахстански» заключается в том, что оно вроде и слушает, но не всегда слышит.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА! 

 

Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ! 

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8-777 681 6594  или на номер карты 5169 4971 3344 9037. 

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.