Визит в Казахстан Государственного секретаря США Майка Помпео спровоцировал разговоры о том, что казахстанские чиновники разучились прилично одеваться. Поводом послужил их внешний вид во время встречи американского гостя в аэропорту.
«Все смеются над дипломатами, которые встречали Помпео. Выглядели они как таксисты — в чёрных куртках, ушанках и руками в карманах. Вышедший из самолета Помпео в белой рубашке, галстуке, пальто и без шапки на фоне молодых встречающих выглядел выигрышнее», — написал Айдан Карибжанов в «Фейсбуке».
По его мнению, «эти чудовищные дублёнки, каракулевые кепки, меховые бейсболки» на казахстанских чиновниках появились после переезда столицы в Акмолу: «Условий нет, холодно. Кто осудит, что утеплимся?». Однако, если «можно понять начинающих чиновников, которые автобус на остановке ждут или пешком по морозу ходят», то «высокопоставленные-то на улице почти и не бывают — подземный паркинг, машина к подъезду, водитель».
«Десятки лет руководители правительства не приезжали в области в пальто. Тот же самый «прикид», как у дипломатов, встречавших Помпео. Чёрная куртка выше колена, кепка, а то ещё и водолазка. Антибиотик приехал на стрелку к павлодарской братве», — отметил в посте Айдан Карибжанов.
Такого же мнения придерживается и бывший дипломат Казбек Бейсебаев, раскритиковавший в посте в «Фейсбуке» внешний вид казахстанских чиновников, встречавших американского политика. По его мнению, погода зимой, безусловно, вносит свои коррективы в протокол. Однако, госсекретаря США в куртке не встречают.
«Это недоработка МИД. А то, действительно, было такое впечатление, как будто таксисты встречают иностранца в аэропорту. Мидовцам надо было провести некоторую разъяснительную работу с большими чиновниками, что для таких случаев надо иметь пальто темного цвета. Между прочим, сам Помпео был в пальто», — отметил бывший дипломат и рассказал такую историю: «Много лет назад в Париже видел, как высокого гостя встречал префект (аналог российского полпреда в регионе) в форме и в треуголке. Это я к тому, что мы тоже могли бы внести национальный колорит в протокол. Например, встречать высоких гостей в чапане и малахае».
Неподобающая протоколу одежда казахстанских чиновников стала причиной обсуждения причин, почему так вышло. По мнению Айдана Карибжанова, так случилось потому, что в стране «выросло поколение мужчин, не умеющих завязывать галстук» и не только:
«Про обувь тоже стыдно говорить. Придите на заседание правительства — какие-то квадратные или наоборот остроносые носки как у средневекового пажа, альпинистские ботинки, пупырчатый кожзаменитель, полусапожки на замочках. Вроде, и деньги есть, и домработницы, а вид студенческий…»
«В столице хотя бы галстуки носят. В Алматы даже в банках, которые должны излучать консерватизм, галстуки уже пятнадцать лет не нужны… Мне кажется, что тому есть объяснение… выросло поколение мужчин, не умеющих завязывать галстук. При всей любви нашего народа к украшательству себя любимого, просто нелогично такой аксессуар не использовать. А тут женился, папа с мамой не могут помочь, дедушка помер, а жена тоже криворукая. Приходится без галстука. Ничего, в нашем банке даже председатель правления так ходит, сойдёт», — сокрушался Айдан Карибажанов.
«Так что дипломатов для Помпео наша среда вырастила. Они не виноваты, а тоже продукты», — резюмировал он.
Между тем, на покупку «протокольной» одежды дипломатам выдаются, оказывается, средства из государственного бюджета.
«Существует специальное положение о представительской экипировке, — рассказал нам бывший дипломат Казбек Бейсебаев. — В то время когда мы работали, сотрудникам выдавались в конце либо в начале года денежные суммы, на которые покупалась одежда. Ты должен был потом сдать чек из магазина. Обычно это были пальто, костюм, обувь. Тем, кто работает за рубежом, в иностранной валюте выдавали, а тем, кто в стране, — в национальной соответственно. Это должна была быть не слишком дорогая, но добротная, качественная одежда. Это всегда было так, с советских времен, поэтому исключено, что у дипломатов нет соответствующей одежды для протокольных и официальных встреч».
Но почему тогда казахстанская сторона «забыла» о деловом этикете?
«Ходят версии, что это может специально, с какой-то целью или намеком, было допущено. Но, думаю, это не было сделано намеренно, просто сейчас у нас везде бардак, так и здесь случилось, скорее всего», — полагает Казбек Бейсебаев.
Мы в свою очередь узнали, что с 2018 года в список представительской экипировки, за покупку которой дипломатическим сотрудникам выплачивается компенсация, дополнительно включены такие предметы, как костюм, фрак, смокинг, перчатки и галстук-бабочка. Этот список был утвержден постановлением правительства РК от 14 марта 2018 года № 123.
В прежней же редакции правил дипломатам-мужчинам были положены пальто, костюм зимний, костюм летний, галстук, зимняя обувь, летняя обувь, сорочка. Женщинам выплачивалась компенсация за покупку пальто, зимнего и летнего костюмов, вечернего платья, зимней и летней обуви и блузки.
Размер ежегодной денежной компенсации стоимости представительской экипировки составляет для сотрудников МИД РК четыре должностных оклада, но не более 300 МРП (721 500 тенге в 2018 году). Для сотрудников заграничных учреждений Казахстана — 50% от должностного оклада в иностранной валюте.
Зададимся вопросом вместе с политологом Дастаном Кадыржановым:
Где наши деньги, дипломаты, которые вам дали, чтобы вы нормально и протокольно выглядели? Пусть отчитаются!!!
Кстати, в Узбекистане, куда Майк Помпео отправился с визитом после Казахстана, американского гостя встретили красиво и по протоколу.