В Казахстане обсуждают возможность объединения «социальных фондов». Пока речь идет о Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ) и Государственном фонде социального страхования (ГФСС). Уже в конце года могут принять решение о слиянии.

«В рабочей группе, я откровенно скажу, сторонников слияния нет практически. Тем не менее, поручение (президента по изучению такой возможности) поступило. Для того, чтобы рассматривать вопрос слияния фондов, необходимо проработать информационные системы фондов. У них различная учетная политика, поэтому нужно время для интеграции баз данных. Поэтому поручено до 1 октября проработать эти вопросы, а потом снова приступить к рассмотрению вопроса о слиянии фондов. При этом речь идет о Фонде государственного социального страхования и Едином накопительном пенсионном фонде», — заявил 3 февраля на брифинге министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов.

Важно понимать, что накопленные в этих фондах средства предназначены для выплат населению — из ЕНПФ платятся пенсии, из ГФСС — соцпособия (по утрате трудоспособности, по уходу за ребенком и так далее). Есть еще и третий фонд — обязательного социального медицинского страхования.

По информации источников, объединение фондов лоббируют со стороны НПП «Атамекен». И не только в целях сокращения административных расходов предприятий на выплату платежей в разные фонды. Эту проблему должно решить введение единого платежа, и фактически решение о его введении уже принято, сейчас будут прорабатываться технические вопросы по унификации баз и механизму распределения этих единых платежей по целевым фондам.

Средства фондов инвестируются. Сегодня решения об инвестировании принимают советы по управлению под руководством Национального банка. И, к примеру, в отношении инвестиционной политики ЕНПФ у граждан регулярно возникают претензии, поскольку инвестдоходность по накоплениям ниже уровня инфляции. Инвестполитика ГФСС подвергается меньшей критике, но причина этому не в более сдержанных подходах, а в меньшем внимании к самому фонду.

Неоднократно заявлялось, что деньги фондов должны работать в экономике, принося и дивиденды вкладчикам, и пользу стране в целом. Однако пока ее никто не увидел. Более того, еще в 2008 году был первый и печальный опыт инвестирования пенсионных денег в реальный сектор экономики.

Напомним, в 2005-2006 годах средства пенсионных фондов после многократных призывов со стороны представителей государства были вложены в проект строительства железнодорожной ветки «Шар — Усть-Каменогорск» через инфраструктурные облигации. Однако в 2008 году компания, реализующая этот проект на концессионной основе — АО «Досжан Темир Жолы» — объявила о дефолте по инфраструктурным облигациям в связи с резким удорожанием проекта. В проект было вложено порядка 26 миллиардов тенге из пенсионных фондов.

Справедливости ради отметим, что большого публичного негодования по дефолту инфраструктурных облигаций не последовало. Суммы пенсионных отчислений граждан, «сгоревших» в этом фининструменте, компенсировало государство, которое гарантирует сохранность пенсионных отчислений.

Гораздо большее недовольство вызвало инвестирование средств ЕНПФ в холдинг «КазАгро», а также банки второго уровня. Однако критика и недовольство никак не повлияли на инвестиционную политику ЕНПФ.

В настоящее время общая сумма накоплений в ЕНПФ составляет 10,8 триллиона тенге, и только за 2019 год в фонд поступило 989 миллиардов тенге выплат от вкладчиков. Поступления в ГФСС за 2019 год составили 254 миллиарда тенге. Общая сумма поступлений в ФСМС с момента введения в стране взносов в фонд медстрахования составила 246,9 миллиарда тенге.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.