Какие активы есть у семьи Касым-Жомарта Токаева в Казахстане и что связывает его сына с братом руководителя президентской администрации, рассказали в новом расследовании журналисты Радио «Азаттык».

Недвижимость в Алматы

В Алматы в районе «Алмалы», известном своей дорогой недвижимостью, есть дом площадью более полутора тысяч квадратных метров на 30 сотках земли.

«Когда именно Касым-Жомарт Токаев стал владельцем участка в 30 соток в городке «Алмалы» — неизвестно. Кадастровую оценку земля прошла в 2008 году, через три года на участке залили фундамент под большой дом. Объект, очень похожий на этот дом, в начале февраля 2022-го был выставлен на продажу. На сайте объявлений Krisha.kz говорилось, что наружная отделка завершена, внутренняя — в черновом варианте. Стоимость дома — один миллиард 900 миллионов тенге (более 4,2 миллиона долларов по текущему курсу)», — говорится в расследовании.

Журналистам «Азаттыка» удалось побывать в этом доме вместе с риэлтором, который занимается его продажей. По его словам, дом этот действительно когда-то принадлежал Токаеву, однако несколько лет назад был продан.

Но так ли это на самом деле? В январе этого года в кадастровой системе собственником земли значился все еще Касым-Жомарт Токаев (база еженедельно обновляет данные в соответствии с земельным кодексом).

Тем не менее, в конце февраля корпорация «Правительство для граждан» в ответ на запрос журналистов указала владельцем недвижимости совсем другое лицо.

Еще один объект в Алматы, к которому имеет отношение семья Токаевых, это здание на пересечении проспекта Абая и улицы Желтоксан, которое раньше называлось Домом приемов министерства иностранных дел.

Исторический памятник был построен 115 лет назад владельцем Семиреченской табачной фабрики купцом Гавриловым, а спроектирован известным архитектором Андреем Зенковым.

После переезда министерства иностранных дел в столицу в 2000 году здание и почти семь тысяч квадратных метров участка были переданы на баланс акимата Алматы. Объект отремонтировали за 350 миллионов тенге, а затем приватизировали. Его владельцем стала компания младшей сестры Токаева Карлыги Избастиной. Она купила Дом приемов за 280 миллионов тенге. Касым-Жомарт Токаев в то время работал министром иностранных дел.

Домом приемов Карлыга Избастина владела через компанию под названием Meerbusch. Позже в число учредителей фирмы вошла ее дочь Дана Медеуова.

Сейчас товарищество «Дом приемов» находится в собственности Рахимбека Тасболатова. «Азаттык» не смог установить каких-либо дополнительных связей между Тасболатовым и семьей Токаевых.

Бизнес-интересы сына Тимура

Рассказывая о бизнес-активах сына президента Тимура Токаева, «Азаттык» сделал акцент на его тесных связях с Шалкаром Нуртлеу – младшим братом Мурата Нуртлеу, который нынче работает руководителем администрации президента Казахстана и является, как пишет издание, близким и доверенным лицом Касым-Жомарта Токаева.

По данным расследователей, в 2016 году Шалкар Нуртлеу возглавлял компанию «Фортиус», собственником которой выступал Тимур Токаев. Позже Нуртлеу ушел в отставку. Но бизнес-связи не прекратились.

«В декабре 2017 года «Объединенная энергосервисная компания», снабжающая электроэнергией Восточно-Казахстанскую область, перешла в частную собственность. Национальная компания «Самрук-Энерго» продала ее за 11 миллиардов 820 миллионов тенге. Покупателем выступила компания «БЭСК Холдинг», учредитель которой — товарищество «Караоба-2005».

Учредителем «Караоба-2005», в свою очередь, является товарищество Kazakhstan Tungsten & Molybdenum Company. Один из ее соучредителей — Тимур Касым-Жомартович Токаев. После приобретения Шалкар Нуртлеу был назначен председателем совета директоров «Объединенной энергосервисной компании». Двоюродный брат Тимура, Мухамед Избастин, стал членом совета директоров. Согласно открытым источникам, годовой доход «Объединенной энергосервисной компании» составляет 138 миллиардов тенге».

Шалкар Нуртлеу владеет еще несколькими компаниями. Одна из них — «Кокшетауские Минеральные Воды», которая производит напитки, в том числе спиртные. Он один из двух учредителей компании «Азия су», контролирующей «Кокшетауские Минводы». Предприятие производит и реализует напитки под торговой маркой «Туран».

Кстати, как подметили журналисты, если раньше на фотографиях со встреч в Акорде на столах была бутилированная вода «Тассай», то сейчас — «Туран». Сказать точно, когда именно резиденция президента перешла на «Туран», сложно, но, судя по снимкам пресс-службы Акорды, вода этого бренда появилась на столах в президентской резиденции с августа 2021 года.

А еще Тимур Токаев владеет крестьянским хозяйством «Токаев» в Алматинской области. Оно зарегистрировано в Ескельдинском районе. Чем занимается хозяйство и какой у него доход, неизвестно — в открытых источниках нет информации. По данным управления сельского хозяйства Алматинской области, крестьянское хозяйство «Токаев» в 2016 году взяло в аренду 500 гектаров, а в прошлом году вернуло землю.

О некоторых активах, упомянутых в расследовании журналистов «Азаттык», мы уже рассказывали. Речь идет о:

  • двух квартирах в Москве на имя Тимура и его матери Надежды Токаевой, но имена собственников скрыты в реестре недвижимости;
  • об объектах недвижимости в Женеве (Швейцария).

Кроме этого, расследователи Центра исследований организованной преступности и коррупции выяснили, что у членов семьи Токаева были счета в швейцарском банке, через которые прошли значительные суммы.

В 1998 году на счету супруги Токаева Надежды и их совместного сына в банке Credit Suisse лежало около миллиона долларов. В 2012 году, после того как счет в банке был закрыт, Токаевы открыли офшорные компании на Британских Виргинских Островах, писали расследователи. Пресс-служба президента Токаева назвала это расследование «фейковой информационной атакой».

Об активах семьи сестры Токаева 

В июле 2019 года Касым-Жомарт Токаев назначил послом в Болгарии Темиртая Избастина — мужа своей сестры Карлыги. Он был руководителем казахстанской дипмиссии в этой стране. Дети Избастиных, племянники Токаева, занимали высокие должности, строили карьеры в бизнес-структурах.

«Старшая дочь Избастиных, 43-летняя Дана Темиртаевна Медеуова, ведет бизнес в Казахстане и Болгарии. Она владеет тремя строительными компаниями в столице Болгарии Софии: Dami Investment, Dami International и SD Property Investments. Все три компании зарегистрированы по одному адресу.

 

В Казахстане Дана Медеуова владеет столичной арт-галереей «Сал-сері» и детским развивающим центром «Funny school». Она также занимается геологоразведочным бизнесом. К примеру, ее предприятие работало на золотом руднике «Ермаксу» в Туркестанской области. По данным сайта Statsnet, доход ее ИП в прошлом году резко возрос, он достиг 56 миллиардов тенге.

 

40-летний Каныш Избастин занимал руководящие должности в национальных компаниях. После январских событий ушел с поста первого заместителя главы правления холдинга «Байтерек». Он женат на Ботагоз Карбузовой и приходится зятем Козы-Корпешу Карбузову, который работал заместителем председателя комитета национальной безопасности и главой комитета таможенного контроля. Карбузов покинул таможню в 2011 году после громкого «Хоргосского дела», когда высокопоставленных чиновников обвинили в организации контрабандных потоков из Китая. Сайт «Важные истории» писал, что у Ботагоз Карбузовой была квартира площадью 136 квадратных метров в штате Майами (США).

 

37-летний Бекет Избастин — генеральный директор компании PSA, дочерней организации «КазМунайГаза». Это крупное предприятие с годовым бюджетом более триллиона тенге.

 

39-летний Мухамед Избастин — бизнесмен. Известно, что Мухамед перечислил 100 миллионов тенге в созданный в этом году по инициативе Токаева фонд «Қазақстан халқына». Мухамед Избастин вместе с двоюродным братом Тимуром Токаевым владел нефтяной компанией Abi Petroleum Capital. Он учредили ее, когда им было чуть за 20 лет. Чистая прибыль этой компании оценивалась в сотни миллионов.

 

В последующие годы компанией Abi Petroleum Capital руководила Карлыга Избастина, сестра Касым-Жомарта Токаева. Она была партнером Тимура Токаева и в другой компании. Вместе с другими акционерами они получили лицензию на добычу вольфрама и молибдена на месторождениях Верхний Кайракты и Северный Катпар в Карагандинской области — через Kazakhstan tungsten & molybdenum company», — написал «Азаттык».

Кстати, Тимур Токаев также руководит фондом Кемеля Токаева. Судя по сумме уплаченных налогов, бюджет фонда небольшой. Его учредителями выступают также Карлыга Избастина и ее сын Мухамед.


Читайте наши материалы об активах семьи Токаева по ссылкам ниже:

 

КАК ПОДДЕРЖАТЬ «РЕСПУБЛИКУ»

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые от власти или олигархов редакции могут рассчитывать только на читателей.

 

Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Токаева необходимо отдать под суд за
    1. Неправомерное использование армии. Борьбой с беспорядками должны заниматься
    МВД и Респ гвардия.
    2.За измену Родине, потому что призвал чужие армии в страну.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.