Внешне Казахстан производит впечатление государства, постепенно оправляющегося от январского «взрыва» протестов и достаточно неплохо выживающего в условиях обостряющегося противостояния своего военно-политического и экономического союзника с коллективным Западом. Но это только на первый взгляд.

По нашей оценке, нынешнее положение дел в Республике Казахстан можно кратко охарактеризовать как шаткое равновесие. С одной стороны, правящая в стране элита не может, а, возможно, и не способна, сформулировать и предложить согражданам новую политику, которая их мобилизует и сделает патриотами своего Отечества. С другой — казахстанцы в большинстве своем не готовы проявлять какую-либо активность и просто ждут  развития событий внутри страны и вокруг нее.

В этих условиях предстоящий 5 июня 2022 года республиканский референдум о внесении «токаевских» поправок в Конституцию РК стал скучной и неинтересной широкой публике процедурой. Отбыть ее казахстанцам так или иначе придется, но вряд ли она воодушевит большниство избирателей начать поддерживать второго президента РК и озвученные им реформы.  

В связи с этим возникает закономерный вопрос — а что дальше?

Хорошо, референдум пройдет, и в нем, по нашим прикидкам, примут участие от 60 до 80 процентов внесенных в списки избирателей совершеннолетних граждан. При этом за принятие поправок  наверняка проголосует не менее 97% пришедших на избирательные участки. После чего Акорда и лично Касым-Жомарт Токаев отпразднуют успех, не важно, насколько он будет реальным.

Но что дальше?

Согласится ли казахстанское общество с тем, что Нурсултан Назарбаев и его ближайшие родственники и сподвижники сохранят свои многомиллиардные состояния, а также контроль над крупнейшими промышленными и банковскими структурами страны?

Согласятся ли сам елбасы и члены его клана с тем, что им теперь придется все время оглядываться на общество и умерять свои аппетиты?

Согласятся ли Касым-Жомарт Токаев и его команда с тем, что проводимая ими экономическая политика будет постоянно сталкиваться лоб в лоб частными интересами клана первого президента РК?

Согласятся ли самые бедные казахстанцы с тем, что их уровень и качество жизни точно не повысятся в ближайшие несколько лет?

Согласятся ли казахстанцы, относящиеся к среднему классу, с тем, что уровень и качество их жизни уже снизились и будут снижаться далее?

Таких вопросов можно сформулировать десятки. Но ответов на них нет и вряд ли будут. По той простой причине, что в стране отсутствуют как институты, отражающие и выражающие мнения слоев и групп населения, так и практика их взаимодействия между собой. И это факт, не требующий доказательств.

При этом все казахстанские партии, как уже зарегистрированные и действующие, так и пытающиеся зарегистрироваться, представляют собой даже не прообразы политических партий, а их имитацию. Чтобы все они стали действительно партиями, требуется время и, пожалуй, не меньшее, чем ушло у Назарбаева и его опричников на выжигание политического пространства страны.

В связи с этим на первый план выдвигаются всевозможные группы, объединенные общими интересами, в первую очередь элитные кланы. Однако их возможности договариваться и формировать нужную политику страны в настоящее время серьезно ослаблены в связи с кардинальным изменением как внутриполитической ситуации, так и внешнеполитической обстановки.

Соответственно никто не может гарантировать, что завтра США и Европейский союз, желая принудить Казахстан перейти на свою сторону, не введут против казахстанских миллиардеров,  чиновников и ведущих бизнес-структур санкции, аналогичные тем, что уже введены в отношении россиян.

Такой удар ниже пояса точно потрясет Казахстан до основания и, в отличие от России, скорее всего приведет если не к революции, то к очередной волне беспорядков.

Почему мы так считаем? Да потому что в силу многих объективных причин, в первую очередь низкого качества казахстанской экономики и большей зависимости ее как от экспорта, так и импорта, она куда более уязвима к санкциям. А это значит, что они нанесут стране серьезный ущерб.

Точно также никто не может гарантировать, что очередной скачок розничных цен и тарифов, но уже не на сжиженный газ, а на товары первой необходимости в каком-нибудь конкретном населенном пункте, не станет поводом и причиной для выхода на улицу жителей. А попытки местных властей вернуть их домой не удадутся по той простой причине, что у акиматов нет никакой возможности решить эту проблему. Ни сейчас, ни в отдаленном будущем.

После чего протестные акции в этом населенном пункте вполне могут стать постоянными, и через какое-то время их поддержат жители уже не десятков городов и поселков, а сотен. И тогда январские события этого года повторятся, но уже в десятикратном размере.

Также невозможно гарантировать, что, осознав, что Касым-Жомарт Токаев не способен защитить Нурсултана Назарбаева, его ближайших родственников и соратников, а также предотвратить их «ограбление» как государством, так и другими кланами, елбасы и его союзники не организуют нечто вроде ГКЧП. А затем, если их попытка удастся, не восстановят прежнюю авторитарную политическую систему и «суперпрезидентскую» вертикаль, но во главе уже с другим членом семьи Назарбаевых. Например, с тем же Саматом Абишем.

А Владимир Путин эти действия наверняка поддержит. Ведь   чем больше скомпрометирован глава союзного государства в глазах сограждан и Запада, тем вернее он будет Москве и российскому лидеру.

И перечисленное выше — это только три «черных лебедя», которые могут прилететь в Казахстан и перевернуть его с ног на голову.

Проблема в том, что в своем нынешнем состоянии ни казахстанское государство, ни казахстанское общество не способны противостоять таким угрозам. И поскольку Касым-Жомарт Токаев и Акорда в целом не пользуются поддержкой большинства граждан республики (как, впрочем, и их политические и частные оппоненты), то возникает закономерный вопрос – когда казахстанцы проснутся?

До того, как наступит очередной кризис (по нашей оценке, это было бы замечательно, но маловероятно) или уже после того, как катастрофа (подобно развалу СССР) случится? И если Казахстан а-ля Нурсултан Назарбаев развалится, смогут ли граждане договориться и на каких условиях?

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые редакции могут рассчитывать только на своих читателей.

 

Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.