С тех пор, как в январе 2020 года Шымкент возглавил Мурат Айтенов, с рынка благоустроительных работ стали вытесняться профильные компании с 15-20-летним опытом. Кроме ШСК вместе с «Лтд Турмыс» (в этом ТОО работало порядка 1000 человек и был автопарк в 250 единиц спецтехники, сейчас персонала осталось около 200 человек, машины проданы или сдаются в аренду), это, например, «озеленительное» ТОО «Байтерек ЛБ».

Теперь бал на рынке уборки мусора, озеленения и полива правят, главным образом, другие фирмы – «Жасыл жер», «Жана арна», «Build Stroi». В Шымкенте со всех сторон я слышал, что они связаны, соответственно, с самим акимом города и его заместителем – Ергали Билисбековым.

Конечно, фраза «все говорят» в Казахстане, даже в журналистской среде, считается очень мощным доказательством. Но для меня, как олдскула, такая доказательная база недостаточна. Поэтому обратимся к фактам. Начнём с зама.

С поезда в суд

 

Команда ютуб-канала «Гиперборей» утром в воскресенье, 12 июня, вернулась из трёхдневной командировки по югу Казахстана. А прибыли мы в Шымкент спозаранку в четверг, 9 июня, и сразу попали корабля (поезда) на бал (на суд). В Специализированный межрайонный административный суд города Шымкента.

 

Коммунальная компания ТОО «ШымкентСпецКомплекс» («мама» ветерана городского благоустройства – ТОО «Лтд Турмыс», ранее попавшего в чёрный список – реестр недобросовестных поставщиков госуслуг – за незначительное нарушение) оспаривала, если кратко (полностью исковые требования изложу в конце поста), недопущение её к тендерам по санитарной очистке улиц, ирригации (поливу) и озеленению.

Названия разные, БИН – один и тот же

Судя по последней перерегистрации ТОО «Build Stroi» от 28 декабря 2020 года, ТОО «Build Stroi» ничего общего с замакима города Шымкент Билисбековым не имеет. Сегодня её единственный учредитель – Ержан Аяпов. Руководитель – Еркин Ерманов.

Однако egov любезно предоставляет нам возможность проследить историю компании с момента её создания.

Она была зарегистрирована 15 июня 2003 года под другим именем — ТОО «KazHiTechEuroBuilding». Её учредителям стали: Абдыкалихова Хасятбуви Искаковна, Билисбеков Ергали Даулетбекович, Билисбеков Жумагали Даулетбекович.

Ергали Билисбеков лично возглавлял компанию в качестве гендиректора вплоть до 2008 года. 

Почему я так уверенно говорю о прямой связи ТОО «KazHiTechEuroBuilding» и ТОО «Build Stroi»?

В 2007 году ТОО «KazHiTechEuroBuilding» был присвоен БИН – 030640002786, который по сей день гордо носит ТОО «Build Stroi». Значит, это ОДНО И ТО ЖЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО.

Адрес — Казахстан, дом 11

А сама компания все минувшие годы следует за своим основателем, как ниточка за иголочкой. В 2007 году её местонахождение указано так: Казахстан, ЮКО, Толебийский район, г. Ленгер, дом б/н (дом без номера), почтовый индекс 161100.

В марте 2008 года Ергали Билисбекова, согласно его биографии на zakon.kz, назначают заместителем акима Шымкента. Однако по состоянию дел на 1 сентября того же года (см. справку) он по-прежнему числится руководителем и соучредителем ТОО «KazHiTechEuroBuilding». А юридический адрес смотрится вызывающе: Казахстан, дом 11, почтовый индекс 161100. Напомнил старую советскую песню: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз».

Лишь спустя полгода после назначения в акимат Шымкента Билисбеков оставляет пост руководителя компании: 12 сентября у неё появляется новый гендиректор – Еркин Ерманов. Шымкентская молва приписывает ему родственные связи с Ергали Билисбековым, но документальных доказательств я не нашёл, поэтому настаивать на этом факте не стану.

Однако в течение трёх лет своего замакимства Ергали Даулетбекович продолжал быть соучредителем своей компании.

Бросок в Астану

В мае 2011-го его назначают главным инспектором отдела оргработы и территориального развития канцелярии премьер-министра РК, которым тогда был Карим Масимов.

Спустя три месяца, в августе 2011, в компании «KazHiTechEuroBuilding», поменялся состав учредителей. Долю Жумагали Даулетбековича Билисбекова выкупил Аскар Ергалиевич Билисбеков. Отчества этих двух человек позволяют предположить, что первый является братом, а второй – сыном Ергали Даулетбековича Билисбекова. Но, повторюсь, это только предположение.

Сам же Ергали Билисбеков, будучи госслужащим — инспектором канцелярии премьера, вместе с сыном и Хасятбуви Абдыкалиховой продолжал оставаться соучредителем строительной компании, которая поменяла юридический адрес: теперь была зарегистрирована в селе Султанрабат Толебийского района ЮКО.

Пробил хлебный час

В декабре 2014 года Е. Билисбеков назначается руководителем Департамента по защите прав потребителей ЮКО и в этой должности работает до начала лета 2017-го. В этот период в «KazHiTechEuroBuilding» произошло всего одно изменение: вместо Хасятбуви Абдыкалиховой соучредителем фирмы стала Гульайым Данекеевна Токкулиева.

В июне 2017 года пробил звездный (точнее — хлебный) час Ергали Даулетбековича: он стал руководителем управления госзакупок Южно-Казахстанской области, которую в следующем году переименовали в Туркестанскую.

Новое имя – новая карма?

Лишь спустя год с лишним, в августе 2018-го, кардинальные пертурбации последовали и в компании «KazHiTechEuroBuilding». Долю отца и сына Билисбековых выкупил Ержан Ерденович Аяпов (поиск в Гугле информации об этом человеке ничего не дал). Гульайым Токкулиева осталась в числе участников ТОО. Юрадрес застройщика поменялся на Шымкент, который летом 2017-го ещё был областным центром: Туркестан стал им лишь 19 июня 2018 года. А компания получила новое название — ТОО «Build Stroi».

В 2020 году в жизни Ергали Билисбекова и основанной им компании произошло несколько знаковых событий. Во-первых, согласно справкам Минюста, почему-то четыре раза менялся её юридический адрес: в мае ТОО передислоцировалось из Шымкента в село Таукент Сузакского района Туркестанской области, в июле – в село Темирлановка Кажымуканского района той же области, в августе – снова в Шымкент, а в октябре – опять в Темирлановку.

На этом поиски «пятого угла» завершились, и в ноябре Ергали Билисбекова вновь, спустя 12 лет, назначили заместителем акима Шымкента.

К сегодняшнему дню у ТОО «Build Stroi» остался единственный учредитель – Ержан Аяпов и всё тот же гендиректор Еркин Ерманов.

Везет как в сказке

Абдурайра Монахов, председатель профсоюза комплексного строительства и ЖКХ по г. Шымкент и Туркестанской области, сказал мне в интервью, что Ергали Билисбеков публично заявил на заседании трехсторонней комиссии, что он к ТОО «Build Stroi» отношения не имеет.

Формально – да, с 2018 года, когда он вышел из состава учредителей, теперь не имеет.

Но компания оказалась на редкость везучей. По данным сайта госзакупок, всего за два года, с 12 мая 2020 по 13 мая 2022, она заключила 61 договор (см. скриншоты). И всё это были государственные подряды. На 100 %. Причём не только по части строительства, но и по линии ЖКХ.

Хотя вид деятельности компании остаётся на протяжении всех 19 лет с момента создания оставался неизменным: сначала «строительство зданий», с 2018 года – «строительство нежилых зданий, за исключением стационарных торговых объектов категории 1, 2». Но это не мешало «Build Stroi» выигрывать тендеры и по озеленению несмотря на то, что даже в названии дважды подчеркивается, что это застройщик.

Вас приятно удивит общая сумма контрактов вместе с «допиками» (допсоглашениями), которые «везунчик» заключил с различными ГУ (государственными учреждениями):

82 млрд 266 млн 550 тысяч 759 тенге 32 тиын. Или немногим меньше 200 (двухсот) миллионов долларов.

Аффилированность на суде не обсуждалась

Я не берусь утверждать, случайно это везение или неслучайно, законно оно либо нет, а также – можно ли считать ТОО «Build Stroi» аффилированным с Ергали Билисбековым. По-хорошему, это могла сделать судья М. Муздыбаева, вызвав замакима в качестве свидетеля на процесс по иску «ШымкентСпецКомплекс» к городскому управлению госзакупок.

Но, насколько мне известно, тема взаимоотношений замакима Билисбекова и ТОО «Build Stroi» не поднималась вообще.

А исковые требования ШСК звучат так (даю официальную формулировку):

  1. Признать незаконным бездействие управления госзакупок в виде неисполнения уведомлений о нарушениях (камеральные).
  2. Признать незаконным отмену конкурсов от 11 и 13 апреля.
  3. Обязать исполнить уведомления о камеральном контроле.
  4. Признать незаконными протоколы от 29 апреля.
  5. Признать незаконными договоры между акиматами и поставщиками («Билд Строй» и «Жана арна»).
  6. Признать незаконным бездействие в виде отсутствия иска к поставщикам, по которым в ходе камерального контроля выявлены нарушения.

9 июня мы как раз и попали на одно из заседаний по этому делу в Специализированном межрайонном административном суде города Шымкента.

Адвокат истца Наталья Бурмистрова задавала ответчикам (среди них были, в том числе, представители управления госзакупок и компании «Build Stroi») точные вопросы, от которых они, мягко говоря, «поплыли», и судья неоднократно делала им замечания о неготовности к процессу. После заседания ни один из представителей ответчиков дать мне комментарии не пожелал.

Следующее заседание судья М. Муздыбаева назначила сначала на 15 июня (это мы записали на камеру), а затем переназначила на 14 июня – после того, как адвокат сказала, что 15-го будет в отпуске в Турции, а 14-го – будет в полёте.

Тем временем в другом суде Шымкента — специализированном межрайонном экономическом – рассматривается другой иск: управления госзакупок к ТОО «ШымкентСпецКомплекс»: о признании его недобросовестным участником государственных закупок.

Сегодня, 13 июня, судья Жолбарыс это исковое требование удовлетворил. Случайно подгадав к завтрашнему заседанию в Специализированном межрайонном административном суде города Шымкента, где продолжится процесс по иску «ШымкентСпецКомплекс» к управлению госзакупок.

Брат ты мне или не брат?

И последняя деталь.

С марта 2013 года заместителем председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан работает Нургали Даулетбекович Билисбеков. Он один из немногих, кто уцелел в масштабной чистке КНБ этого года. С заместителем акима Шымкента он имеет общие отчество и фамилию. Братья ли они или полные тёзки и является ли один для другого административным ресурсом – утверждать не берусь. Но фотографии обоих публикую.

Что сказал Токаев?

26 апреля президент Касым-Жомарт Токаев сказал:

«Новый Казахстан – это, по сути, СПРАВЕДЛИВЫЙ Казахстан. Согласитесь, нашим гражданам явно НЕ ХВАТАЕТ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Пренебрежение интересами простых людей происходит сплошь и рядом. ИСТОЧНИКОМ порой вопиющей НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ являются, к сожалению, ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА. Отсюда устойчивое недоверие граждан к институтам власти». Ха. Ха. Ха.

POST SCRIPTUM

 

Извините, что перегружаю пост и публикую скриншоты всех справок Минюста об этапах большого пути ТОО «Build Stroi». Делаю это для того, чтобы вы могли убедиться: данные я взял не из головы, а с портала egov и сайта госзакупок.

Мурат Айтенов, аким Шымкента: От начальника крестьянского двора до главы города миллионника

В предыдущих постах я рассказал о взаимоотношениях заместителя акима Шымкента Ергали Билисбекова и компании ТОО «Build Stroi», которая уверенно зашла на рынок благоустройства города республиканского значения и потеснила с него опытных конкурентов, хотя профильных вид её деятельности – строительство нежилых зданий – далёк от санитарной очистки улиц, полива и озеленения. Но это обстоятельство никого не смущает – ни в акимате, ни в тендерных комиссиях, ни в судах.

Сейчас, как и обещал, история про другую компанию – «Жасыл жер», которую связывают с именем акима Мурата Айтенова.

Найдите различия

Сразу назову отличия.

Билисбеков в 2003 году лично основал компанию ТОО «KazHiTechEuroBuilding», до 2008 года сам же руководил ею; в 2018-м вышел из состава учредителей, продал долю некоему Ержан Аяпову, про которого даже всеведущий Гугл ничего не знает; фирму переименовали в «Build Stroi», сохранив БИН, и в 2020-2022 она нарубила более 82 млрд тенге на 61 господряде.

У Айтенова всё чинно-благородно: ни в руководителях, ни в учредителях «Жасыл жер» он замечен не был. Но по жизни чиновник и компания шли параллельными курсами.

Управь делами

Приведу краткое био Мурата Дуйсенбековича. Лучшие 13 лет жизни он посвятил Управлению делами президента РК:

  • 2006-2008 — заведующий крестьянским двором АО «Астана — Өнім» УДП;
  • 2008-2010 — эксперт сектора координации производственной деятельности отдела по управлению подведомственными организациями УДП;
  • 2010-2012 — заместитель заведующего отделом официальных мероприятий и внешних связей УДП;
  • 2012-2013 — заведующий отделом официальных мероприятий и внешних связей УДП;
  • июль 2013 – январь 2017 — руководитель аппарата УДП;
  • январь 2017 – декабрь 2019 — заместитель управляющего делами президента РК;
  • декабрь 2019 – январь 2020 — первый заместитель акима Шымкента;
  • с 21 января 2020 — аким Шымкента.

Из рук в руки

«Жасыл жер» — компания с биографией. Её профиль – деятельность по благоустройству территорий. Поначалу, как мне рассказывали, благоустраивала исключительно президентские резиденции, а затем «пошла в народ». С момента создания в 2005 году она перерегистрировалась – то есть меняла участников (учредителей) – ровно 10 (десять) раз. Не стану грузить вас полным списком. Отмечу лишь самых интересных учредителей:

  • 29 марта 2017 года – «Фонд Первого Президента – Лидера нации»;
  • 15 сентября 2017 года – ТОО «Дирекция по управлению недвижимостью»;
  • 19 декабря 2019 года – Елубаев Рустем Тельманович;
  • 10 февраля 2022 года – ТОО «Eco City Group».

А кто учредители?

Первая строчка в пояснениях не нуждается: такие учредители вряд ли бывают бывшими.

У второго учредителя, ТОО «Дирекция по управлению недвижимостью», у самого не менее интересные учредители:

  • 31 октября 2017 года – «Фонд Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы» (это не тот фонд, что выше, а другой);
  • 7 августа 2020 года – «Фонд Нурсултана Назарбаева» (и это третий отдельный фонд);
  • 31 августа 2021 года – «Елбасы Фонд» (только не смейтесь: это уже четвёртая контора одного человека).

Что же за человек в третьей строке? Руководитель пары-тройки внешне ничем не примечательных ТОО.

Правда, я нашёл интересную зацепку.

Рустем Тельманович Елубаев – один из двух членов попечительского совета фонда «Ақниет». А председателем этого совета является Бисембаева Багила Мубараковна. «Философ-политолог, экономист, бизнесвумен, мама двоих детей, человек с открытой душой, неравнодушна к проблемам окружающих» — так написано о ней на сайте фонда.

Такие же имя, отчество и фамилию носит супруга Абая Бисембаева, который последние 15 лет, с 2006-го, был правой рукой Назарбаева – на постах управляющего делами президента, а последние три года его помощником.

Абай Бисембаев

В апреле прошла информация, что Абай Айдарханович отошёл от дел.

А мы помним, что точкой отправления карьеры Мурата Айтенова был крестьянский двор Управления делами президента, и он (Айтенов, не двор) пошёл в рост именно в 2006 году.

Я давно слышал, что Айтенов – выдвиженец могущественного ещё совсем недавно Бисембаева. И вот теперь досужие разговоры находят своё подтверждение, хотя, конечно, не железобетонное, а косвенное.

И, наконец, последний по времени учредитель «Жасыл жер» — ТОО «Eco City Group». Раскроем и эту матрёшку.

Учредитель ТОО «Eco City Group» — частный «Фонд экологии и зелёной экономики». Я аж вздрогнул, потому что повеяло чем-то «алияназарбаевским»: ведь младшая дщерь нашего Короля Лира, казалось, навсегда приватизировала чистую любовь к природе, но за бешеные деньги.

Однако опасения оказались напрасны. Учредителем «Фонда экологии и зелёной экономики» оказался скромный человек Тленды Жанкозыевич Кугабаев. Он же — руководитель ТОО «Eco City Group», которое учреждено его же фондом и которое, в свою очередь, учредило «Жасыл жер».

На сайте депозитария финансовой отчётности Минфина РК opi.dfo.kz я нашёл ещё одну замечательную должность г-на Кугабаева — Первый руководитель РГП на ПХВ «Дирекция по эксплуатации служебного жилья ХОЗУ Парламента Республики Казахстан».

Сухой отжим

Мало-помалу кусочки пазла сами собой складывались в картинку под названием «Экспроприация экспроприаторов». Сдаётся мне, что 10 февраля 2022 года, в день последней перерегистрации ТОО «Жасыл жер», компанию отжали у Семьи и передали под контроль «жанаказахстанской» власти.

Но перемена её участи для частных коммунальных компаний, которые не обладают таким административным ресурсом и которых «билд строи» и «жасыл жеры» выживают с рынка, не значит ровным счётом ничего.

Скромный «Жасыл жер»

Не буду голосовен и подтвердю/подтвержу свои слова фактами.

В двух таблицах вы видите перечень 80 договоров, которые «Жасыл жер» заключил с 2016 по 2022 год — по большей части с госучреждениями. В 73 случаях лоты достались ей на тендерах способом закупки, который называется «из одного источника путём прямого заключения договора». И который для людей знающих давно стал синонимом коррупции.

Общая сумма контрактов — 20 млрд 672 млн 502 тысяч 941 тенге. Это в четыре раза меньше, чем накосило за два года ТОО «Build Stroi», к которому не имеет отношения заместитель Айтенова — Ергали Билисбеков. Так что «Жасыл жер» на фоне борзоты «Билд Строя», который гребёт явно не по чину, даже можно назвать скромником.

Поливалки не в тренде

Как и следовало ожидать, вторжение блатных компаний на рынок благоустройства Шымкента и изгнание с него местных опытных коммунальщиков скверно сказалось на чистоте миллионника, жители которого всегда гордились его ухоженностью.

Особенно засрано было этой весной, и соцсети были переполнены фото- и видеопруфами.

Шымкентцы жалуются на засохшие клумбы, переполненные мусорные баки и прекращение регулярного полива улиц, а там уже под +40. И связывают упадок с фигурой акима Айтенова.

Что сказали добрые люди, они же злые языки

Как и раньше, в этот раз на юге я встретил немало добрых людей и злых языков. Некоторые совмещались два в одном. И от них я услышал, что шымкентского акима в городе за глаза прозвали «Официантом».

За то, что тот якобы когда-то прислуживал за столом Назарбаеву.

Я в это не поверил, поскольку сей факт отсутствует в официальной биографии Мурата Дуйсенбековича. Если только дело не происходило на скотном, то есть, простите, крестьянском дворе АО «Астана — Өнім» Управления делами президента РК.

Мы мечтою о мире живем

Кстати, ничего обидного в этой погремухе не вижу. По моему мнению, официант – творческая и почётная профессия. А если ещё вспомнить, что Арыстанбек Мухамедиулы когда-то вырос до министра культуры из простого тамады. (У него, правда, сейчас неприятности, но это не отменяет того, что было.) Или взять переобувшегося демократа Ермухамета Ертысбаева, который дослужился до советника ПП по политическим вопросам.

А что объединяет официанта, тамаду и потерявшего тапки демократа?

Всё это – люди мирных профессий. И до чего выгодно смотрятся они на фоне кадровой политики агрессора Путина, у которого в министры и губернаторы идут его бывшие охранники! Как тут не помянуть добрым словом миролюбивую внешнюю политику нашего государства.

Публикуется с согласия автора. Фото Roman Egorov 
Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.