Дата внеочередных президентских выборов уже назначена — 20 ноября 2022 года, однако, кто составит конкуренцию Касым-Жомарту Токаеву, непонятно.

Партия «Аманат» заявила о поддержке на них действующего президента, Народная партия Казахстана решила к ним присоединиться, в «Ак Жоле» с позицией пока не определились. В стане внесистемной оппозиции заявили о выдвижении единого кандидата, но конкретного имени пока не назвали.

Активная часть казахстанского общества разделилась на два лагеря. С одной стороны, активно распространяется мнение, что сегодня в Казахстане нет политиков, которые на равных могут соперничать на президентских выборах с Токаевым. С другой — называются даже конкретные фамилии. Чаще всего упоминают Имангали Тасмагамбетова, Булата Абилова, Мухтара Джакишева, Акежана Кажегельдина.

Свое возможное участие в выборах обозначил и занявший на президентских выборах 2019 года второе место Амиржан Косанов.

В социальных сетях в качестве возможных кандидатов обсуждаются эти персоны.

 В теории список большой, но на практике…

Мы попросили оценить шансы Токаева и его потенциальных оппонентов аналитиков и участников политического процесса.

Политолог Андрей Чеботарев, считает, что способные противостоять Токаеву политики имеются, но смогут ли они баллотироваться в рамках действующего законодательства – это вопрос, учитывая имеющиеся барьеры (обязательный стаж на госслужбе и возможность выдвижения только от какой-либо структуры).

«Выдвижение могут позволить себе элитарии, которые ушли из системы власти по разным причинам, но вернуться в нее возраст им позволяет —  тот же Имангали Тасмагамбетов, если захочет. Имеют шансы выдвигаться и Адильбек Джаксыбеков, и Булат Утемуратов, потому что имеют хороший бэкграунд. Но будут ли они противостоять действующему главе государства?

Разве что их попросят и в том случае, если их участие не будет серьезным противовесом Токаеву», — размышляет политолог.

Теоретически, по его мнению, может выдвинуться и Дарига Назарбаева.

«Понятно, что она не будет оппозиционным кандидатом, но и не подставным лицом. Она пойдет от своей семьи в целях определенного политического реванша. Но вряд ли за нее будут голосовать, учитывая настроения в обществе».

От оппозиции наиболее вероятным кандидатом мог стать бы Нуржан Альтаев — он был и на госслужбе, и депутатом мажилиса, так что у него есть возможность выдвижения, осталось только найти организацию.

«Мухтар Джакишев и Акежан Кажегельдин отпадают — ввиду их судимостей. Косанов может пойти, если найдет организацию для выдвижения, но, учитывая историю 2019 года, наверняка будет в аутсайдерах», — полагает Чеботарев.

У кандидатов есть серьезные ограничения

Общественный деятель Альнур Ильяшев говорит, что альтернатива Токаеву в стране имеется, но проблемой называет нормы закона «О выборах»:

«Текущее законодательство, и это результат работы команды Нурсултана Назарбаева, в число которых входил и действующий президент Касым-Жомарт Токаев, предполагает серьезные ограничения для кандидатов: это и ценз пребывания на территории страны, и стаж на госслужбе, и непогашенные судимости.

В отношении реальных конкретных оппонентов, которые были опасны для режима Назарбаева на выборах, ранее весь букет этих ограничений использовался, достаточно вспомнить, как выдворяли из страны Акежана Кажегельдина. Так что, если и есть реальные фигуры, их достаточно легко можно будет просто не допустить – это тактика всех авторитарных и гибридных режимов».   

Из конкретных фигур Ильяшев высоко оценил потенциал только Тасмагамбетова:

«Несмотря на то, что он ушел на пенсию, он до сих пор остается узнаваемым человеком для казахстанцев. Только вопрос: а пойдет ли он сам на выборы? Ведь его долгий стаж на госслужбе и вовлеченность членов семьи в клановые взаимосвязи – все это может предполагать, что есть рычаг, нажатие на который со стороны действующей власти не позволит ему выдвинуть свою фигуру».

Рука руку моет

Лидер незарегистрированной партии Namys Санжар Бокаев, не отрицая возможность альтернативы Токаеву в принципе, отмечает, что созданная в Казахстане политическая система такова, что действующая власть имеет некую монополию на право выдвигать людей на высшие посты, и, понятное дело, людей, настроенных к ней лояльно:

«Поэтому те личности, что имеют президентский потенциал, но не имеют прямого отношения ко власти, как правило, люди бизнеса, на выборы не суются, понимая, что у них могут возникнуть серьезные проблемы, в том числе, и отъем бизнеса. И так складывается, что действующий президент на предстоящих выборах имеет невероятно большую фору и, соответственно, перспективу быть избранным.

Он может фальстартом начинать свою предвыборную агитацию, и он начал ее еще в июне на референдуме по изменениям в Конституцию. Его постоянное присутствие в СМИ, административное давление, непрозрачная и зависимая от власти избирательная система однозначно помогут победить, каким бы ни был возможный оппонент.

Более того, из тех, кого чаще всего сейчас называют возможными кандидатами, никто не сможет выдвинуть свою кандидатуру».

НАПОМНИМ, что Амиржан Косанов на выборах президента в 2019 году по официальным данным набрал более 16%. Но не дожидаясь официальных цифр ЦИК об итогах выборов, уже 10 июня, на следующий день после выборов, поздравил Касым-Жомарта Токаева с победой. Часть гражданского общества, которая поддерживала Косанова, сделала вывод, что он изначально был подставной фигурой и «слил» выборы намеренно.

Что же касается заявления Амиржана Косанова, сделанного прямо в день, когда Токаев озвучил свое Послание народу, где сказал о том, что он готов идти на выборы, Бокаеву кажется, что оно не было случайным.

«Его вывели, чтобы оттянуть внимание от сути послания. Послание вызвало шок, потому что Токаев по сути сделал шаг назад по сравнению со своими предыдущими выступлениями, после которых оставалась надежда на политическое реформирование. Возникло стойкое ощущение возврата к старому. И чтобы его сбить, и возникает Косанов, перетягивая на себя фокус общественного внимания: все начинают вспоминать его поведение в 2019 году, обсуждают шансы «выстрелит-не выстрелит».

Не хочу наговаривать на Косанова лишнего, быть может, это было совпадение, но, как говорится, осадок остался. А что касается его шансов, то он – абсолютный ноль, в нем невозможно увидеть будущего президента».

Серьезных оппонентов  — нет

Политолог Димаш Альжанов напротив считает, что известных и серьезных оппонентов Токаеву на выборах сегодня быть не может:

«Если отследить последние 10-15 лет, политическое поле постоянно защищалось. Особо видные политические деятели были убиты, другие постепенно, ввиду создаваемых со стороны политического режима рисков безопасности, выходили из игры. И когда в 2019 году пост президента передавался Токаеву, оппонентов ему не оказалось даже внутри системы –  известных людей выводили в качестве послов в другие страны, а потом и вовсе отправляли на пенсию. Так старые игроки, которые имели свои команды, располагали финансовыми ресурсами и влиянием внутри бюрократии, ушли из политики».

По мнению Альжанова, люди из старого окружения Назарбаева за годы госслужбы обросли не только возможностями, но и слабостями в виде компроматов, и как системные игроки не могут полноценно участвовать в выборах и оспаривать власть в стране. Выборное же законодательство построено так, что в президентских выборах могут участвовать только люди из системы, и пять лет работы на госслужбе – достаточный срок, что сегодня их можно как-то контролировать, поскольку нахождение на высоких постах связано и с высокими же коррупционными рисками.

«В этой ситуации, когда режим практически не поменялся, когда политическая система не открылась, когда никаких серьезных изменений не произошло в плане того, чтобы риски политического участия снизились, публичных фигур, располагающих ресурсами и соответствующих всем требованиям закона для регистрации в президенты, нет. То есть  проблема не только в людях, проблема – в той среде, которая их маргинализировала. Это была целенаправленная политика Назарбаева, она продолжилась и при Токаеве», — заключил Альжанов.

…Между тем, упоминаемые в соцсетях потенциальные кандидаты в президенты, за исключением Булата Абилова, пока не обозначили своего отношения к предстоящему плебисциту. И есть ли у них вообще президентские амбиции, остается только гадать. В любом случае ждать, включится ли кто-то еще в предвыборную гонку, осталось недолго — отсчет начался.

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые редакции могут рассчитывать только на своих читателей.

 

Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.