Если бы в мире существовали соревнования по «переобуванию в воздухе», казахстанская власть могла бы претендовать на верхнюю ступеньку пьедестала. Той скорости, с которой президент страны меняет свои оценки январских событий, можно только позавидовать.

Cразу после январских событий Касым-Жомарт Токаев сказал, что на Казахстан напали 20 000 террористов. «На Алматы было совершено по меньше мере шесть волн террористических атак, а общее число атакующих — 20 тысяч», — написал президент в Twitter 7 января на английском языке. Однако вечером 8 января эта запись уже была недоступна.

Спустя месяц он говорил о событиях как о трагедии. «Эта смута унесла жизни многих граждан. Это настоящая трагедия. Случившиеся печальные события потрясли всю страну», — заявил президент 13 февраля в мечети «Хазрет Султан» в Астане после церемонии, посвященной памяти погибших в январских событиях.

Сегодня, перед досрочными президентскими выборами, он говорит о QANTAR-2022 как о позоре и призывает не героизировать его участников.

«Закон и порядок позволят нам не допустить повторения по сути позорных для репутации нашего государства событий января. Из этой трагедии следует извлечь уроки и ни в коем случае не героизировать бандитов и террористов. А это, к сожалению, происходит, что чревато повторением подобных событий. Кто-то этого очень желает. В отношении тех, кто оказался ведомой силой и совершил незначительные преступления, я объявил амнистию. А тех, кто пытается поднять на щит бандитов, убийц, мародеров, следует опасаться, их надо наказывать по закону, потому что они преследуют узкокорыстные цели, далекие от коренных интересов нашего народа», — сказал Токаев на встрече с общественностью Алматинской области в ходе рабочей поездки 19 октября.

Надо ли говорить, что с такой оценкой январских событий в Казахстане согласились далеко не все. А поскольку с публичным выражением мнения в Казахстане, несмотря на объявленную либерализацию законодательства о проведении мирных собраний, наблюдается «напряженка», обсуждение последнего заявления Токаева прошло в социальных сетях.

Переписать историю не получится

Правозащитник Владимир Козлов, ныне проживающий в Украине, был предельно краток: «А никто вас, убийц, и не героизирует. Герои не вы (…), а ваши жертвы».

Гражданский активист и непосредственный участник тех событий Ерлан Нурпеисов парирует президенту в том плане, что «никто не собирается героизировать агентов власти и титушек, спровоцировавших кровавый конфликт организованными поджогами, стрельбой и мародерством».

«Нет, нет и нет, мы не позор Казахстана. Никому не удастся очернить память о мирных жертвах Кантара, это уже наша история и генетическая память», — написал он на своей страничке в Facebook.

По мнению Нурпеисова, присутствовавшего на площади в те дни и ведшего прямые трансляции с места событий, выступления начались мирно, а причиной стало то, что чаша терпения народа от несправедливости, двойных стандартов и нежелания власти обратить внимание на самые насущные проблемы, оказалась переполненной. Поэтому он уверен, что кантаровцы, как и «декабристы» 1986 года, войдут и останутся навсегда в истории современного Казахстана, как настоящие герои, пожертвовавшие своим здоровьем и жизнью непосредственно ради будущего страны.

А виновные в пытках и смертях рано или поздно будут призваны к ответу:

«Мир знает много попыток переписать историю под интересы действующих сильных мира сего, но время и народ неумолимо расставят свои акценты и дадут справедливую оценку каждому из участников тех событий».

«Я горжусь такой молодежью»

Общественный деятель Мухтар Тайжан заявления президента Токаева сравнивает с высказываниями его предшественника на посту главы президента, называя их «неуместными»:

«Я помню тот момент, когда Назарбаев из сравнительно молодого президента-реформатора 90-х стал превращаться в дряхлеющего автократа 2000-х, говорящим не то, не к месту и невпопад. Последние неуместные публичные высказывания Токаева мне стали напоминать того стареющего Назарбаева. Так скоро и про екі сиыр можем услышать».

Фото из архива «Республики»

Что же до сути оценок, высказанных президентом, Тайжан, не отрицая наличия мародеров и бандитов, не склонен включать в них всех, кто в те дни выходил на улицы Алматы и других городов.

«Основная часть молодежи ими (мародерами —  авт.) не была. Ими двигало чувство справедливости. И я горжусь такой молодежью.  А подготовленных бандитов взрастила и пригрела сама власть. И по безоружным на площади 6 января вечером стреляли именно воинские подразделения. И власть до сих пор не расследовала этот факт. А президент, как и госсоветник, до сих пор не выразили соболезнования семьям безвинно убитых детей и стариков. Не говоря уже о помощи им», — написал Тайжан.

«Вы — соучастники…»

Журналист Динара Егеубаева в своем резюме оценки Токаевым январских событий особо подчеркнула момент, что вместе с президентом ответственность за расстрел мирных людей должны будут разделить и те, кто на предстоящих внеочередных выборах отдаст за него свой голос:

«Все, кто поддерживает и оправдывает Токаева, кто отдаст за него свой голос, вы — соучастники преступления против своего народа.

Кантар — это народная трагедия, обагрённая кровью и страданиями. Это сотни погибших, за убийство которых никто не ответил. Это тысячи поломанных судеб. Это ЛЮДИ, от которых вы отвернулись в надежде, что останетесь в безопасности. Но вы глубоко ошибаетесь.

Полицейская система доберётся до каждого. Жаль, что вы этого так и не поняли, выбрав участь ничтожных рабов».

Неудобная правда

Политолог Димаш Альжанов полагает, что подобные слова и угрозы из уст президента – от его неуверенности в своей правоте.

«Правда о Кантаре для Токаева очень неудобная. Общественное мнение относительно событий января, роли Токаева в этих событиях с учетом его приказа стрелять на поражение без предупреждения – это идет в разрез с тем нарративом, который Акорда пытается утвердить в массовом сознании: сначала это были террористы, потом государственный переворот. Осознавая довольно щепетильное положение, Токаев пытается максимально надавить на общество, потому в его выступлениях часто звучат угрозы», — сказал Альжанов в комментарии «Республике».

Что же до того, кому адресован этот месседж, да еще и в преддверии выборов, политолог считает, что протестной части общества — для того, чтобы максимально жестко поставить определенные рамки.

«Боясь повторения событий января, Токаев накануне досрочных выборов, понимая свое неустойчивое положение, показывая тем самым свою неуверенность, пытается давить на общество. Более того, последние случаи преследования независимых журналистов и гражданских активистов в риторику Токаева вполне укладываются», — заключил Альжанов.

…Да уж, в чем — в чем, а в объявлении протестно настроенных граждан «врагами народа» с последующей их посадкой за решеткой по надуманным обвинениям слова нашей власти с делами действительно не расходятся.  

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ» 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Почему вышли бастовать одни казахи лет 20 и 35? И среди них не было не одного русского? Почему они убивали русских прохожих? Значит они националисты!?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.