В городском суде Талдыкоргана с сентября идут судебные процессы по делам участников январских событий 2022 года, ставших жертвами пыток. В деле фигурирует 5 полицейских и 23 пострадавших.

Судебные процессы идут на казахском языке.

Уже рассмотрены показания всех пострадавших. Но они и их представители недовольны тем, как идет судебное разбирательство. С начала судов был два раза заявлен отвод судье и государственным обвинителям.

По их мнению, не все обвиняемые в пытках полицейские привлечены к ответственности — их не пять, а гораздо больше. Кроме того, из этих пяти сотрудников полиции всего один  под стражей,  остальные четыре  — под домашним арестом, что особенно возмущает пострадавших и их защитников.

Во время судебных заседаний эти люди сидят рядом с теми, кого они недавно пытали, что создает определенный дискомфорт для них. К примеру, на одном из прошедших заседаний пострадавшему Улану Куттыбаеву стало плохо от воспоминаний и при виде одного из своих мучителей. У него поднялось давление, ему вызвали скорую. 

В ходе судебного процесса дал показания 19-летний Ролан Маратов. О нем мы рассказывали в нашем спецрепортаже из Талыдкоргана, сделанном сразу по следам январских событий. Он, как и многие другие, провел в СИЗО несколько месяцев и получил 3,5 года условно за «хранение оружия».

Пострадавший от пыток Ролан Маратов. Талдыкорган, ноября 2022 года.

Один из пытавших его полицейских – Нуртаза Жанбакыт, которого он опознал, также присутствует в зале суда.

Вот что  рассказал Ролан о пытках, которые ему пришлось пережить.

«Нас задержали вместе с моим другом Елнуром Турахметовым, вместе привезли в ДВД, подняли на второй. Один из собровцев ударил меня по ногам, я упал, потом другой ударил по челюсти, у меня выпал зуб. Затем в полуприседе мы добрались до четвертого этажа, там нас сдали Нуртазе Жанбакыту, который избивал меня ногами и руками с особой жестокостью, и, кажется, он получал от этого удовольствие.

Били по пяткам дубинкой. Как-то попросил пить, на лицо надвинули мою шапку и через нее просто заливали воду в горло, которой можно было задохнуться, вода стала литься из ушей, потом я попросил остановиться. У меня намокла одежда спереди, затем они принесли электрошокер и начали подносить к мокрым местам.

Нас здесь в городе никакая поликлиника не брала на обследование, как приходишь, говорили: «кантарские»? У вас все хорошо, идите-идите и выпроваживали. Не знаю, была ли установка сверху, но нас нигде не принимали. Только в частной клинике Алматы удалось пройти обследование. Оно показало, что у меня сотрясение мозга, перелом шести ребер, было рассечено правое веко, глазное яблоко правого глаза отделено, вывих челюсти, потерял зуб, протрузия шейного позвонка и позвоночника, от ударов дубинкой в поясничной области сдвиг дисков.

Мне втыкали иголку под ноготь большого пальца правой руки, потом там загнило.

Все это медицинская экспертиза, которая проводилась здесь, в Талдыкоргане, не подтвердила.

Там же в ДВД мне зашивали на живую рассеченное веко, потому что шла кровь. Пришел какой-то сотрудник с чемоданчиком «первой помощи», меня держали за руки и ноги, вот так и зашили перед отправкой в ИВС.  И там заставили сказать на видео, что эту травму я якобы получил во время митинга, мол, упал сам.

После всех этих мучений были мысли совершить суицид, выпрыгнуть из окна четвертого этажа в туалете. Ничего не было страшно уже, было лишь желание прекратить все это. После всех этих пыток и издевательств я уже не чувствовал себя человеком, забыл даже как меня зовут, в СИЗО когда привели, не мог долго вспомнить свою фамилию.

Мне всего 19 лет, но у меня уже нет практически здоровья, правый глаз плохо видит, я работаю два дня, потом 10 дней отлеживаюсь, челюсть болит, не могу нормально есть, давление скачет все время, на обезболивающих держусь, сейчас вот сделал укол перед судом.

Меня пытали, требуя показать на какого-то Аслана, который якобы похитил оружие из ДВД, но я его не знаю вообще.

Хочу еще добавить, что Руслана Найзабасова, которого я также опознал, вывели из дела, его вина якобы не была доказана. Не знаю, как такое может быть, они мне в кошмарных снах снятся до сих пор», — закончил Ролан Маратов свое выступление (перевод автора).

В ходе суда также выяснилось, что в Талдыкоргане в те дни пытали утюгом не только Азамата Батырбаева, о котором мы также рассказывали в нашем спецрепортажеВот что рассказал суду один из пострадавших — Даурен Аитов.  

Даурен Аитов, перенесший пытки после задержания в январе 2022 года. Октябрь, 2022 года, город Талдыкорган

«На меня надели наручники, наклонили, я пытался сопротивляться, но придавили сзади ноги, еще говорили: держите крепче. Айдын Кенжебаев (сотрудник полиции) грел утюг, потом поднял сзади одежду кверху и 2-3 раза приложил утюг. Я потерял сознание, они меня привели в чувство, потом Кенжебаев поднес утюг к лицу и паром обжег левую часть лица». — рассказал он ужасающие подробности.

Аитов в числе других потерпевших и их защиты также требует пересмотра дела и привлечения всех полицейских к ответственности.

«Сейчас обвиняют только одного Кенжебаева по моему делу. А где остальные, не пойму?  Он же был не один, всех их знаю, могу назвать пофамильно – это Нураханов, Каптаганов, Жаканбай, Ендибаев, Рамазанов», — заявил Даурен Актов. 

Обвинение и судья объяснили это тем, что по остальным следствие еще продолжается.

Другой потерпевший, Улан Куттыбаев, потерявший сознание в зале суда, тоже недоволен идущим судебным процессом.  

Потерпевший Улан Куттыбаев, Талдыкорган

«Во время пыток я получил два сотрясения. И если будут еще подобные удары или я нечаянно упаду сильно, я либо умру, либо впаду в кому, мне врачи так сказали. У меня давление часто подскакивать стало сразу до 220.

Вообще нет справедливости в суде, почему нет всех полицейских? Почему только один из них сидит на скамье подсудимых, а остальные ходят на свободе, под домашним арестом, а не взяты под стражу?

Когда меня судили за январские события, я сидел за решеткой, а до этого в ИВС. У меня родители, двое младших братьев, я вынужден работать и помогать им, но у меня здоровье стало вообще никудышным.

Мы требуем поменять судью и привлечь всех полицейских», — сказал он после заседания, придя в себя.  

Несовершеннолетний Арлан Куттыбаев во время следствия опознал 11 полицейских, пытавших его, но к суду привлечен только один из них в качестве подозреваемого.  

«Недоволен ходом суда, сам судья защищает полицейских, а простой народ никто не защищает. Адвокаты полицейских ведут себя нагло. Мы, конечно, надеемся, что полицейских осудят, но надежда очень слабая», — сказал он в комментарии YouTube-каналу The Qazaq Times.

Многие потерпевшие не уверены, что решение суда будет справедливым, и полицейские пытавшие их будут осуждены.

Судья городского суда Талдыкоргана Бекмурат Дуйсенбеков.

Все ходатайства защитников потерпевших об отводе судьи Бекмурата Дуйсенбекова были отклонены, и по этому поводу они не раз покидали зал суда в знак протеста.

«Нет справедливости в этом суде, нет справедливости в Казахстане. Например, когда меня задержали по январским событиям, я шесть месяцев провел в ИВС. Сегодня в суде только пять полицейских, по двум полицейским дела закрыли — не нашли доказательств. Мы будем писать в вышестоящие инстанции», — сказал  потерпевший Саркыт Салкынов, покинувший   зал суда 8 ноября. 

Заметим также, что когда начали давать показания свидетели обвиняемых, их адвокаты выступили против видеофиксации заседаний. И судья удовлетворил их ходатайство.  

В материале использованы видео с YouTube-канала The Qazaq Times

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.