5 декабря 2022 года Национальный банк РК повысил базовую ставку сразу на 0,75%, с 16% до 16,75% годовых, плюс-минус 1 процентный пункт. В пресс-релизе указано, что это решение «основывалось на прогнозах и анализе фактических данных», а способствовали ему «факторы внешней среды в виде неопределенности геополитической обстановки и ее последствий, а также сохраняющихся высоких цен на продовольствие в мире».
При этом Национальный банк РК зафиксировал:
«Со стороны внутренней экономики отмечаются исторически максимальные инфляционные ожидания, дисбаланс спроса и предложения, а также перестройка торговли при ускоренном росте импорта».
Однако наведя тоску на отечественный бизнес и казахстанцев в целом, ведомство затем оптимистично уведомляет их, что «Национальный Банк приблизился к окончанию цикла повышения базовой ставки».
А основанием для такого прогноза-обещания стало то, что:
«Достигнутый ее уровень (инфляции – прим. редакции) оценивается как достаточно высокий. Сохранение базовой ставки на текущих значениях в течение продолжительного периода времени позволит стабилизировать инфляцию и постепенно снизить ее в среднесрочной перспективе. Вероятность дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики в условиях отсутствия новых проинфляционных шоков оценивается как низкая».
Позволим себе выразить сомнение в том, что Нацбанк РК не будет повышать далее базовую ставку.
Начнем с прогноза ведомства:
«Со стороны внешних условий ожидается, что в среднесрочном периоде проинфляционные факторы внешней среды будут смягчаться в результате подавленного мирового спроса вследствие повсеместного ужесточения монетарных условий. Дополнительным фактором постепенного снижения инфляционного давления является хороший урожай на зерновые. Вместе с тем уровень цен на продовольствие в целом сохранится высоким. Фактором риска является продолжающийся военный конфликт в Украине».
На наш взгляд, смягчения проинфляционных факторов внешней среды, ожидаемого Национальным банком РК, может (и скорее всего) не случиться, поскольку очевидно — нынешние экономические проблемы имеют общемировой и системный характер и вызваны многими причинами, как фундаментального, так и текущего характера.
Причем военный конфликт в Украине — не самый главный среди них.
Не вдаваясь в эту сложную и требующую отдельной серии публикаций тему, скажем только, что, по нашей оценке, выход из общемирового экономического кризиса и адаптация к новому геополитическому раскладу займут годы и годы.
Что касается военного конфликта в Украине, то судя по пресс-релизу Национального банка РК, который, понятно, следует курсу Акорды и Касым-Жомарта Токаева, предполагается, что Казахстану удастся усидеть между двух стульев и сохранять относительно ровные, пусть и непростые отношения с обеими противостоящими сторонами.
Позволим себе и здесь не согласиться.
По нашему мнению, Специальная военная операция (СВО) России в Украине — это война России против коллективного Запада во главе с США на ограниченной, можно сказать, пограничной территории. И начал ее Владимир Путин по той простой причине, что в санкционной войне Запада против России она гарантированно и достаточно быстро проиграет. Ну а на открытое ракетно-ядерное столкновение он пока не решился по вполне понятным причинам.
А это, между прочим, означает, что СВО будет продолжаться годы. До тех пор, пока ее последствия не приведут к тому, что или коллективный Запад во главе с США не будет вынужден начать переговоры с Кремлем на предмет урегулирования ситуации, или Россия не потерпит поражения не столько на поле боя, сколько в санкционной войне.
Но до этого момента Вашингтон и Брюссель просто обязаны попытаться принудить Владимира Путина сдаться, в том числе и за счет отмежевания от России союзников, в первую очередь Казахстана. И, по нашей оценке, западных санкций Казахстану и его правящей верхушке не избежать. А это подтолкнет инфляцию настолько сильно, что нынешние проблемы покажутся детскими. Поэтому не факт, что годовая инфляция в 2023 году окажется существенно (вдвое или почти вдвое) ниже, чем в 2022 году.
Из таблицы, приложенной к пресс-релизу Национального банка РК, следует, что в этом году ИПЦ составит 20–21%, а в следующем должен уложиться в коридор 11–13%. При этом сам Нацбанк РК предупреждает: «Такая траектория инфляции ожидается при условии, что по мере смягчения инфляционного фона и при стабильных ценах на зерновые инфляционные ожидания снизятся и закрепятся на исторически среднем уровне».
А что будет, если инфляционные ожидания среди казахстанцев сохранятся или даже усилятся? Если западные санкции будут наложены на казахстанские банки второго уровня? И государственные резервы как самого Нацбанка РК, так и Национального фонда РК окажутся заморожены?
Или если политика сдерживания оптовых и розничных цен в предыдущие десятилетия приведет к тому, что розничные цены и тарифы будут разгоняться не только по объективным причинам, но и благодаря паническим настроениям в обществе?
Идем дальше.
В пресс-релизе Нацбанка РК от 5 декабря 2022 года сказано: «Рост ВВП в этом году сложится в пределах 2–3% с последующим ускорением в 2023 году до 3–4%». Причина такого оптимизма – расчет на то, что:
«В дальнейшем прогнозируется стабилизация роста ВВП около потенциала. Основными драйверами будут выступать рост экспорта из-за увеличения добычи нефти, а также увеличение инвестиций при умеренном спросе со стороны домашних хозяйств».
В таблице-приложении к пресс-релизу указано, что цена на нефть марки Brent в 2023 году предполагается на уровне 90 долларов за баррель против ожидаемых за 2022 год 101,8 долларов.
Не хотелось бы «каркать», но с учетом проблем по экспорту казахстанской нефти вроде текущего «стояния» танкеров на выходе из Черного моря и неизбежной ценовой нестабильностью на мировом рынке в результате введения коллективным Западом предельных цен на российскую нефть и ограничений по экспорту как ее, так и нефтепродуктов, одним из пострадавших может оказаться как раз Казахстан. Просто в силу того, что пытается усидеть на двух стульях.
В связи с этим мы оцениваем уверения Нацбанка РК в том, что он «приблизился к окончанию цикла повышения базовой ставки», а «достигнутый уровень базовой ставки оценивается как достаточно высокий», и поэтому «сохранение базовой ставки на текущих значениях в течение продолжительного периода времени позволит стабилизировать инфляцию и постепенно снизить ее в среднесрочной перспективе» как попытку успокоить казахстанский бизнес и казахстанцев.
Другой вопрос, стоит ли обращать внимание на эти оптимистические уверения или стоит в очередной раз вспомнить, что верить Нацбанку РК всегда обходится дороже, чем не верить, особенно если речь идет о девальвации.
А теперь похоже нарабатывается новый опыт – стоит ли верить его обещаниям по снижению уровня инфляции?
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.