Депутаты Мажилиса приняли в работу проект закона, отменяющего закон «О Первом Президенте Республики Казахстан – Елбасы». Но рассматривать его по существу не стали. Возможно это произойдет в будущем году.

«Закон будет полностью поставлен на утрату, это будет начало следующего года. Так как это конституционный закон, то он будет рассматриваться на совместном заседании палат парламента», — заявил сегодня спикер Мажилиса Ерлан Кошанов в кулуарах парламента.

Отвечая на вопрос журналистов, может ли быть привлечен к уголовной ответственности первый президент после того, как Закон «О первом президенте РК – Елбасы» перестанет действовать, Кошанов ответил:

«Если закон будет поставлен на утрату, тогда полностью весь иммунитет, который был предусмотрен данным законом, будет поставлен на утрату, не будет действовать».

Однако в вопросе с привлечение к ответственности первого президента к ответственности не все так однозначно. Есть Закон РК «О президенте РК», в статье 36 которого говорится, что «Экс-Президент не может нести ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий Президента, за исключением случаев совершения государственной измены».

Наши сомнения подтвердил известный правозащитник, директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис.

Евгений Жовтис, директор Казахстанского Международного бюро по правам человека.

«С отменой Закона РК «О первом президенте РК – Елбасы» первый президент не перестает быть экс-президентом. Поэтому если закон «О первом президенте — Елбасы» предоставлял ему какие-то дополнительные полномочия и гарантии неприкосновенности, то они отменяются, а гарантии как экс-президенту продолжают распространяться со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями», — считает юрист.

При этом те хищения, в которых сейчас кулуарно подозревают Нурсултана Назарбаева, госизменой, по мнению Жовтиса, признаны быть не могут.

«В пункте 2 статьи 26 «О президенте РК» говорится, что есть госизмена, совершенная президентом. Могу процитировать: «Президент несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены, то есть умышленного деяния, совершенного с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета РК, выразившегося в переходе на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта, оказания иностранному государству помощи в осуществлении враждебной деятельности против Республики…»

То есть президент, чтобы стать «ответственным», должен сначала объявить кому-то войну, потом на сторону врага перейти. И это касается подрыва исключительно внешней безопасности. Ни за что «внутреннее» он не отвечает. Получается такой абсолютный иммунитет», — прокомментировал Евгений Жовтис нормы законодательства.

Но вместе с этим правозащитник обращает внимание на то, что в законе «О президенте РК» есть нюанс, на который стоит обратить внимание: экс-президент не может привлекаться к ответственности за деяния, связанные с исполнением им полномочий президента, то есть, так сказать, «будучи при исполнении».

«В свое время я уже говорил: ведь можно допустить, что президенту что-нибудь взбрендит, и он из окна резиденции кого-нибудь грохнет. Он за это отвечает или нет? Трудно предположить, что если он кого-то стреляет из окна или ворует из казны, то он при этом исполняет свои полномочия президента. И тут все зависит от толкования. Воровать – это не совсем обязанности, как мне представляется. И поскольку каждое слово в законе имеет значение, то его надо толковать, и это прерогатива Конституционного суда», —  резюмировал Жовтис.

Впрочем, казахстанские законотворцы в подобные нюансы не вдаются. О том, что экс-президент (а он пока у нас один) вряд ли будет за что-то отвечать, недвусмысленно в кулуарах того же заседания сказал депутат мажилиса парламента Айдос Сарым:

«В конституционном законе о президенте есть отдельные главы, которые касаются экс-президентов. Неважно, какой это по счету экс-президент, первый, второй, восемнадцатый».

Какие привилегии имеет первый президент Казахстана, пока Закон «О первом президенте  РК – Елбасы» в силе, мы рассказывали ранее.

Если кратко о предоставляемых ему гарантиях безопасности, то Нурсултан Назарбаев не может быть подвергнут задержанию, аресту и содержаться под стражей, обыску, допросу либо личному досмотру. Неприкосновенность также распространяется на все имущество, принадлежащее на праве частной собственности ему лично и совместно проживающим с ним членам семьи.

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.

 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.