Три месяца назад Касым-Жомарт Токаев подписал поправки в некоторые законодательные акты, касающиеся статуса первого президента РК. По ним Нурсултан Назарбаев лишился властных полномочий, которыми он был наделен даже после ухода с поста главы государства, и перехода в разряд пенсионеров. Но ушла ли вместе с ним в историю «эпоха Назарбаева»?
Напомним, поправки в закон о первом президенте были инициированы сразу после январской трагедии, быстро прошли через горнило парламента, и 7 февраля их подписал Токаев. Законопроект содержит поправки в конституционные законы «О Первом Президенте РК – Елбасы», «Об Ассамблее народа Казахстана» и «О Совете безопасности РК».
Поправки отменили пожизненное председательство первого президента РК Нурсултана Назарбаева в Совете безопасности и Ассамблее народа Казахстана, а также необходимость согласовывать с елбасы инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства.
При этом первый президент Казахстана на тот момент сохранил за собой членство в Конституционном совете РК и право выступать перед парламентом и правительством при обсуждении важных вопросов.
Беспорядки развязали руки?
Позднее в интервью телеканалу Qazaqstan Касым-Жомарт Токаев заявил, что подобные нормы закона себя изжили.
«Раньше такие законы принимались, но сейчас они уже не нужны. Об этом надо говорить прямо. Я считаю, что не нужно принимать такие законы в будущем. В прошлом были недостатки, но это наша история. Нурсултан Назарбаев заложил основы нашей государственности, внес большой вклад в укрепление страны. Мы обязаны дать объективную оценку его деятельности. Если у Первого Президента есть недостатки, то нужно воспринимать их как назидание молодым руководителям.
Несомненно, январские события стали большим уроком как для нашей страны, так и лично для меня. Можно сказать, что сделаны соответствующие выводы. Результатом этого стали политические решения, принимаемые сейчас в нашей стране», — сказал глава государства.
Заявление о «политических реформах» можно оставить на совести президента, потому что по большей части они ограничились кадровыми перестановками. А о его так называемых реформах до январских событий мы писали довольно подробно. Напомним лишь наиболее известные из них.
Например, изменения в законе «О политических партиях», по которым было снижено число потенциальных членов партий с 40 000 до 20 000 человек, необходимое для регистрации, не привели к появлению на политическом поле Казахстана новых объединений. В «очереди на регистрацию» все также стоят Демократическая партия, народная экологическая партия «Байтақ», El Tiregi и ряд других.
Изменения разрешительного порядка проведения мирных собраний, митингов и демонстраций на уведомительный также оказалось профанацией, только теперь акимат не запрещает, а «не согласовывает» проведение подобных мероприятий.
Гуманизация уголовного законодательства не отразилась на работе правоохранительных органов и судов в отношении нарушителей закона, которых правозащитники относят к политзаключенным. За время президентства Токаева таковых, а также тех, кто преследуется по политическим статьям без лишения свободы, меньше не стало.
То есть можно констатировать, что Токаев в этих вопросах до последнего оставался (и остается сейчас) верен предшественнику.
Наступила ли «осень патриарха»
Так что же изменилось после январских событий и каким уроком они стали для Токаева? С таким вопросом мы обратились к экспертам.
«Совершенно очевидно, что Токаев осторожничает в оценках своего предшественника, поэтому никаких резких шагов не происходит. Да, звучит некоторая критика как Назарбаева, так и его окружения в том духе, что были ошибки, но весьма осторожная. То есть желания повесить на Назарбаева всех собак и убрать его из политической системы нет, но критиковать того, в отношении кого в течение последних 30 лет никакой критики не существовало, теперь стало немножко можно», — сказал в комментарии «Республике» директор Казахстанского международного Бюро по правам человека Евгений Жовтис.
Политолог Расул Жумалы полагает, что лишение Назарбаева рычагов управления является новым этапом транзита власти, который еще не закончен.
«Объективно можно говорить, что «эпоха Назарбаева» уходит. Я думаю, мы перешли к новой стадии «транзита власти», качественно новой, когда закончился период дуумвирата. Де-факто он у нас был с марта 2019 по январь 2022 года. И хотя первый президент и говорил, что вся полнота власть в руках у второго, факт двоевластия особо не скрывался. Нурсултан Назарбаев через имевшиеся у него рычаги управления – как председатель Совбеза, как глава правящей партии, как председатель Ассамблеи народов Казахстана — оказывал влияние на внутреннюю, внешнюю, экономическую, кадровую политику государства.
Но окончание периода дуумвирата не означает окончание транзита власти. Все-таки Казахстан 30 лет находился под управлением Назарбаева, и «эпоха Назарбаева» — это не просто он сам. Это и кадры, и так называемый олигархат, и процедуры принятия решений. Большинство из этого сохранилось.
Махина, что выстраивалась 30 лет, быстро не изменится. Она сейчас находится в стадии реформирования, представители «старой гвардии» уходят в отставку, приходят новые кадры, но все это происходит постепенно. И это, я считаю, правильно, потому что быстрые шаги могут привести к параличу государственной системы управления. Токаев, как опытный политик, хорошо это понимает», — проанализировал Расул Жумалы происходящие процессы в комментарии нашему изданию.
И он считает, что полностью отменять Закон «О первом президенте» время еще не пришло. Но признает, что элемент раздражения в обществе по поводу сохранения за первым президентом ряда привилегий присутствует, однако его устранение – это вопрос времени:
«И с президентской, и с других трибун сегодня много говорится о приведении Конституции Казахстана и законодательства к базовым установкам: равенства всех перед законом. И нормы, которые дискриминируют граждан, которые устанавливают для кого-то привилегии (а это касается первого президента), постепенно будут убираться, что вполне логично.
Я не думаю, что нынешние изменения в законы, связанные со статусом первого президента, последние, возможно, мы будем наблюдать появление дополнительных. Но как мне видится, кредо нынешнего руководства состоит в том, что от ошибочных моментов нужно избавляться без кампанейщины и шапкозакидательства».
В этом с политологом согласен и Евгений Жовтис.
«Господин Токаев – это не господин Назарбаев, поэтому в чистом виде воспроизводить ту же самую систему ему невозможно. И после январских событий стало ясно, что «эпоха Назарбаева» в том виде, в котором она была, окончилась. Эта эпоха аккуратно выстраивалась в течение 30 лет, и Конституция 1995 года стала Конституцией суперпрезидентской республики с очень большими полномочиями главы государства.
Это привело к тому, что в стране стал формироваться классический культ личности первого лица со всеми вытекающими последствиями и контролем во всех сферах. Фоном этой системы было, что президент являлся персональным гарантом безопасности для тех или иных лиц.
Понятно, что у Токаева возможностей обеспечивать подобную безопасность нет и не будет по целому ряду причин: он не относится к так называемым «клановикам», у него нет той тяжеловесности, которую Назарбаеву обеспечивало его длительное пребывание у власти и т.д.
Вероятно, у Токаева есть понимание, что персональные гарантии надо менять на дееспособные институты, обеспечивать верховенство закона и бороться с коррупцией, но и убирать Назарбаева с пьедестала он пока не собирается. Эпоха закончилась, но во что она превратится, насколько хватит у Токаева воли проводить политические реформы – покажет время».
Что же касается «пенсионного будущего» Назарбаева, Расул Жумалы считает, что он не будет проявлять политическую активность. Во-первых, к активности не располагает преклонный возраст, во-вторых, лозунг «Шал, кет!» остается, по его мнению, все еще популярным в стране.
«Обструкция в его адрес сохраняется на довольно высоком уровне, практически на всех демонстрациях первым политическим требованием выдвигалось, чтобы он уходил (знаменитый призыв «Шал, кет!»). Ну и раздражающим может быть культ личности. И выходить для него сейчас на трибуну и делать какие-то заявления – не самое верное решение, да он и сам понимает, что это вряд ли добавит ему веса и авторитета. Так что вероятнее всего Назарбаев будет пребывать действительно в статусе пенсионера, и хотелось бы, чтобы это процесс проходил без излишней злобы», — считает Жумалы.
В свою очередь Евгений Жовтис отмечает некое двойственное отношение к первому президенту Нурсултану Назарбаеву:
«С правовой точки зрения, его лишили большинства полномочий, отодвинули от оперативного управления, потому что это создавало действующему президенту, так сказать, дополнительные нагрузки. Но Назарбаев продолжает присутствовать как некий символ, Конституция продолжает фиксировать его особую роль в казахской государственности, поэтому в психологическом плане я не думаю, что что-то изменилось. В советское время было понятие «персональный пенсионер». Так вот Назарбаев – персональный пенсионер, который «ровнее» всех остальных».
Не в законе, но в Конституции
Впрочем, во власти решили, что символизм Назарбаева в Основном Законе прописан как-то неосновательно. И решили усилить. Но при этом он может перестать быть Елбасы.
Последняя неделя апреля стала почти что судьбоносной для первого президента РК. Сначала действующий президент решил, что необходимо внести поправки в Конституцию и 22 апреля соответствующая комиссия приступила к работе.
25 апреля она представила полный пакет предлагаемых поправок – всего в 33 статьи (в 31 статью и дополнение 2 новыми статьями), ознакомиться с которыми можно здесь. Вносятся поправки и в статьи 46 и 91 Основного Закона, касающуюся статуса первого президента РК.
Так из ст. 46 предлагается исключить пункт 4, который сейчас звучит следующим образом: «Статус и полномочия первого президента Казахстана определяются Конституцией республики и конституционным законом».
В пункте же 2 статьи 91 предлагается особый статус елбасы прописать следующим образом: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма её правления, основополагающие принципы деятельности республики, а также статус Первого Президента Республики Казахстан как основателя независимого Казахстана являются неизменными».
Комментируя эту новеллу на пресс-конференции, член рабочей группы по внесению изменений и дополнений в Конституции Ермек Абдрасулов отметил:
«Что касается вопросов статуса президента, первого президента – в Конституции у нас записано о том, что регулируется Конституцией и Конституционными законами, и рабочая группа пришла к выводу, что этот статус необходимо определить уже в самой Конституции, не обращаться к закону, который конкретизирует эту норму. Первый президент Республики Казахстан – это основатель независимого Казахстана. То есть этот статус будет определен. Это будет иметь большое значение, потому что те заслуги, тот объективный факт, который есть, это мы все видели, это весь мир видел, он будет закреплен в Конституции».
Но поистине сенсационное заявление сделал спикер мажилиса парламента Ерлан Кошанов. Он считает, что в ближайшем будущем в стране будет отменен закон о Первом Президенте Казахстана — Елбасы (Лидере Нации), который наделяет Нурсултана Назарбаева рядом полномочий и привилегий.
«В новых поправках в Конституцию исключается статус Елбасы, но останется роль Назарбаева как основателя государства. После того как мы примем эти поправки, закон «О Первом Президенте» тоже утратит свою силу (…) В Конституции есть норма об экс-президентах, эта норма остается и будет распространяться и на первого президента страны. Нурсултан Назарбаев в рамках закона о бывших президентах будет получать государственное обеспечение, пенсию и защиту чести и достоинства», — заявил Кошанов.
Данные поправки Токаев направил для согласования в Конституционный совет.
Между тем, намерение о наделении Назарбаева статусом основателя независимого Казахстана разделяют далеко не все. Недоумение по этому поводу выразил известный поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов:
«Сейчас Конституционный совет собирает предложения для новой редакции Конституции. Я вот читаю, там предлагают Назарбаева как основателя независимого Казахстана вставить в Конституцию. Мы знаем, независимость всем нам досталась автоматически, поэтому он не принимал участия в этом деле. И я удивляюсь, кто же там собрался в этом Совете, Конституционном Совете, который формирует проект новой Конституции Казахстана?».
Впрочем, Конституционный Совет может только дать толкование, соответствуют ли поправки Конституции – в конце апреля они были внесены в КС для рассмотрения. Решит судьбу Основного Закона, а, следовательно, и Назарбаева всенародный референдум, дата которого пока не определена.
На пенсию с комфортом
UPD (Update)
В итоге власти решили отказаться от закрепления в Конституции исторической роли первого президента Назарбаева.
«Учитывая предложение некоторых членов рабочей группы, в Конституционный совет было направлено дополнительное обращение об исключении нормы, касающейся статуса первого президента. По мнению членов рабочей группы, историческая роль первого президента общеизвестна и не требует отдельного закрепления в Конституции», — сообщил 4 мая государственный секретарь Ерлан Карин.
А уже 5 мая стало известно, что действующий президента Касым Жомарт Токаев действительно направил новое обращение в Конституционный совет.
«В этом обращении президент предложил новую редакцию пункта 2 статьи 91, в которой речь идет об исключении из Конституции вообще норм о статусе Елбасы», — сообщил министр юстиции Канат Мусин в кулуарах сената.
Напомним, формулировка указанного пункта гласит:
«Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные основателем независимого Казахстана, первым президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными».
Как она будет звучат в новой редакции, пока неизвестно.
ПОДДЕРЖИТЕ НАС!
В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.