Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, вступая в должность главы государства, обещал стране демократические реформы. И она их получила. Благодаря вступившим в силу поправкам в конституционный закон «О выборах», порог прохождения политических партий в парламент снижен аж на два процентных пункта. Но самое главное – введены прямые выборы акимов (правда, не всех, а только сельских). Вот все говорили, что в Казахстане авторитаризм, а на деле – разгул либерализма.

Тридцать лет назад Казахстан объявил себя независимым государством. И все это время власти заявляли, что у нас цивилизованное, правовое и демократическое государство. Об этом говорилось в Конституции страны и со всех официальных трибун. И то, что источником власти является народ, знают даже школьники.

Но при этом реальную власть граждан сильно урезали, лишив их права выбирать прямым и тайным голосованием акимов всех уровней. Ну и самоуправления на деле нет, поскольку граждане могут только избирать президента, а тот уже сам выстраивает вертикаль власти.

В общем, демократия как бы есть, но неполноценная.

Участие граждан в процессе управления государством максимально усложнено с помощью изощренных механизмов (через пропорциональную систему выборов, заградительные фильтры, отсеивающие неугодных кандидатов, выборочную регистрацию партий, цензуру и т. д.).

Первый президент Нурсултан Назарбаев необходимость ограничения избирательных прав казахстанцев объяснял просто – до западной демократии они еще не доросли. Вот депутатов представительных органов (по партийным спискам) и главу государства (зарегистрированного ЦИК) прямым голосованием выбирать граждане могут, а руководителей своих административных территорий (областей, городов, районов) — пока не в состоянии.

Как древние евреи ходили за Моисеем по пустыне сорок лет, прежде чем он их привел в Палестину, так и казахстанцы должны пожить в условиях политического асектизма, чтобы духовно и физически дорасти до демократических ценностей.

Само собой оппозиция и правозащитники подобные сентенции называли оправданием авторитаризма и требовали проведения демократизации стран. Но все как-то не срасталось: власть и общество друг друга не слышали. Однако в 2019 году в стране появился второй президент, который решительно оседлал либеральную риторику.

Токаев пообещал провести ряд политических реформ и преобразований.

Первым делом провели либерализацию законодательства о митингах (разрешительный принцип их проведения вроде как заменили на уведомительный), выборах (введены квоты в парламенте для женщин и молодежи) и партиях (снижены регистрационные барьеры для создания партий с 40 до 20 тысяч членов).

В январе этого года президент озвучил новый пакет реформ, который уже вступил в силу. Казахстанцы получили более низкий, пятипроцентный порог прохождения политических партий в парламент (прежний порог составлял семь процентов) и графу в избирательных бюллетенях «против всех». Но апофеозом демократии стало введение с этого года прямых выборов акимов сел и городов районного значения.

Как сообщили СМИ, первые прямы выборы сельских акимов должны состояться уже этой осенью – они пройдут в 836 сельских округах, в которых полномочия действующих акимов истекают. Затем выборы будут проходить каждый год вплоть до 2025 года, когда по новой демократической процедуре будут переизбраны акимы всех 2345 сельских округов в стране. 

Основные требования к избираемым акимам – граждане не моложе 25 лет, соответствующие квалификационным требованиям закона «О госслужбе». Принять участие в выборах могут как партийные кандидаты от зарегистрированных партий, так и самовыдвиженцы, собравшие подписи не менее 1 процента избирателей, проживающих в сельском округе.

В законе «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» тщательно прописана компетенция поселковых и сельских акимов.

В сферу их должностных обязанностей входят (внимание!): рассмотрение обращений и жалоб граждан, содействие сбору налогов и других обязательных платежей в бюджет, регулирование земельных отношений и распределение угодий общего назначения (пастбища), сохранность и ремонт коммунального имущества и дорог, учет безработных и нуждающихся в адресной социальной помощи, организация помощи инвалидам, общественных работ, молодежной практики, социальных рабочих мест, оказание содействия ветеринарным организациям, транспортировка лежачих больных в медучреждения, благоустройство и саночистка населенного пункта, содержание мест захоронения, создание инфраструктуры для занятий спортом и массового отдыха, содействие занятости осужденных путем размещения заказов на товары, работы и услуги, производимые учреждениями уголовно-исправительной системы.

Ну и плюс еще кое-что по мелочи – хозяйственный статистический учет, инвентаризация, финансовая отчетность.

И еще один занимательный момент – основания для снятия с должности. Избранный сельчанами аким лишается должности в случае прекращения членства в выдвинувшей его партии и в случае выраженного депутатами районного маслихата вотума недоверия.

Иными словами, аким села это такой мальчик для битья, ответственный за все, с широким кругом обязанностей, но при этом не имеющий никаких реальных рычагов для их исполнения.

Дело в том, что достаточного бюджета нет ни у одного села, и практически все деньги сельским акиматам поступают из акимата района (или города областного значения). А в бюджеты районов деньги трансфертами поступают из области. И получается, что выбранный народом аким — это глава местного самоуправления и формально независимое должностное лиц, но по факту — обычный исполнитель, выполняющий поручения районного руководства.

Если он будет их плохо выполнять или не дай бог начнет своевольничать, то его быстро лишат должности обычным вотумом недоверия районного маслихата – благо они практически все однопартийные нуротановские и исполняют волю партийного регионального начальника. То есть районного/городского акима.

Так что шума по поводу демократизации много, а толку – мало.

Кстати, если процесс выборов сельских акимов пройдет нормально, то после 2025 года президент Токаев обещает рассмотреть возможность введения выборности акимов следующего уровня – районного. От такой перспективы захватывает дух. Эдак к 2050 году у нас и акимов областей выбирать начнут.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.