Прежде всего, нужно сказать, что публичные выступления граждан бывают двух видов.
Первый – это когда заранее обговаривают проведение выступления и согласуют с властями. Например, прошедшие во Франции демонстрации желтых жилетов заранее согласовывались с властями на предмет даты проведения и маршрута. Обычно, в странах Европы, этим занимаются профсоюзы, которые решают все административные вопросы с властями.
Второй- это, когда граждане собираются в одном месте, чтобы высказать свою позицию к тому или иному событию и действию. Как правило, в таких случаях, какого-то согласования или разрешения от властей не требуется. Полиция вмешивается, если есть какие-то нарушения общественного порядка.
Наши митинги относятся ко второму виду. Им, в принципе, никакое разрешение не требуется. Но у нас, как мы знаем, позиция властей особая – надо получить разрешение, иначе это будет нарушение закона. Как дают эти разрешения, мы тоже знаем.
Если бы наши силовики не хватали бы людей, собравшихся для выражения своей позиции, а просто позволили им высказаться, то ничего не произошло бы. Собравшиеся повыступали бы, покричали бы и разошлись бы. Если кто-то и совершил бы нечто анти законное, то его можно было задержать сразу или потом вызвать повесткой. Народ выпустил бы пар и на время успокоился бы.
Но наши силовки задерживают до выступлений и во время выступлений. При этом, не церемонятся. Метут всех подряд: молодых и пожилых хватают и волокут в автозаки. Причем, у наших полицейских свой ноу хау: вчетвером хватают человека и несут головой вниз, а ногами вверх. На этот метод уже обратили западные правозащитники и назвали унижающим достоинство человека.
Теперь о самом главном.
Первый момент. На этих выступлениях или митингах участвующие на них граждане выступают с речами, кричат лозунги, шумят и при этом ничего преступного не совершают. Если они призывали бы к погромам, свержению власти и другим незаконным действиям, то, как было отмечено выше, можно за это их привлечь к ответственности.
Второй момент. Любая полиция в любом государстве должна пресечь антиправительственные выступления. В наших несанкционированных митингах участники не выступают против действующей власти. У нас власть одна и об этом в октябре прошлого года сказал сам первый президент: «Сплетни специально запускаются людьми, которые не хотят стабильности в Казахстане. Это наши беглые воры, предатели Родины специально это запускают, чтобы спокойную жизнь народу нарушить. Это не имеет никакого основания под собой постольку, поскольку Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Президент Токаев избран всенародно, является президентом».
По разным видео мы видим, что на этих митингах участники, скажем так, хотят, чтобы первый президент окончательно передал бразды правления страной второму президенту.
Третий момент. По факту имеем следующее. Митингующие не выступают против власти, а в какой-то степени они даже за власть, но власть жестко реагирует. Граждан задерживают и нейтрализуют, приговаривая к административным арестам и штрафам. На этот парадокс никто не может ответить, включая министра информации и общественного развития вместе своим аппаратом министерства и передачей «Открытый диалог».
Как долго будет продолжаться этот парадокс – это пока вопрос. Думаю, что ответ будет до осени.
А пока недовольство граждан растет. Скоро будут паводки, которые тоже добавят свой градус. Коронавирус уже сказывается на торговле, которой живет значительная часть населения.
В общем, жагдай тревожный.