Со дня громкого задержания журналиста Михаила Козачкова сотрудниками Агентства финансового мониторинга РК, вызвавшего бурную вспышку эмоций в журналистском, блогерском и правозащитном сообществах республики, прошло чуть более двух недель. Но их оказалось достаточно, чтобы тема эта ушла на второй-третий план.
Очевидно, что главными причинами падения внимания к этой теме стали новогодние праздники, а также годовщина январской трагедии — события, потрясшего всю страну.
Однако теперь, когда новогодние праздники уже почти позади, а попытка Касым-Жомарта Токаева внедрить в массовое сознание казахстанцев свою версию случившегося в первые числа января 2022 года успешно провалились, настала пора вернуться к теме задержания Козачкова.
Хотя бы потому, что оно отнюдь не случайность, а часть некой спецоперации по усилению роли и влияния двух ключевых правоохранительных ведомств республики – Генеральной прокуратуры РК и Комитета национальной безопасности РК. Точнее людей их возглавляющих.
Ранее в публикации: «Кто стоит за арестом Михаила Козачкова?» мы в частности задались вопросом, кому было выгодно задержание казахстанского журналиста и какую политическую цель преследовала эта операция силовиков? И попытались ответить на него, в том числе пересказав два слуха, бродивших тогда по Астане.
Цитируем эту публикацию:
«Так вот, если верить слухам, которые сейчас бродят по Астане, то решение о задержании Михаила Козачкова на самом деле приняли два высокопоставленных силовика: генеральный прокурор РК Берик Асылов и председатель КНБ РК Ермек Сагимбаев.
Причины, по которым они решили отправить журналиста за решетку, лежат на поверхности – Козачков посвятил им и возглавляемым ими ведомствам много нелицеприятных постов.
По другим слухам, аномальная информационная активность против Михаила Козачкова, начавшаяся против его задержания и еще более компрометирующая его, связана с тем, что он контактировал с человеком, который был заинтересован в том, чтобы журналист начал работать на него, но при этом, видимо, не стал об этом прямо говорить ему.
Человека этого зовут Гаджи Гаджиев …»
Что касается господина Гаджиева и его супруги Раушан Кажибаевой, генерального директора «Телерадиокомплекса Президента Республики Казахстан», которая, по словам наших источников, входит в ближайшее окружение Касым-Жомарта Токаева и является его доверенным лицом, то о них мы будем писать отдельно и позднее.
Что же касается Берика Асылова и Ермека Сагимбаева, то наши инсайдеры во властных структурах еще раз подтвердили прямую причастность Генерального прокурора РК и председателя КНБ РК к задержанию Михаила Козачкова.
Но стоят за их приказом «посадить журналиста» отнюдь не личная неприязнь и желание отомстить за публикации негативного характера, а вполне разумное в «Новом» Казахстане стремление двух высокопоставленных чиновников усилить роль и влияние своих ведомств и себя лично в общей системе государственного управления страной.
При этом наши инсайдеры утверждают, что Берик Асылов и Ермек Сагимбаев отнюдь не собираются останавливаться на Козачкове и что перечень лиц, на которых они хотят найти управу, намного шире.
В частности, нам сообщили, что сейчас они очень интересуются новым акимом Астаны Женисом Касымбеком и уже отдали приказ своим подчиненным «накопать» на него компромат.
Якобы через соответствующего офицера действующего резерва КНБ РК сейчас ищут и затем будут тщательно изучаться все финансовые и прочие документы, касающиеся Ардака Касымбека, брата Жениса Касымбека. Сотрудников КНБ РК интересует многолетняя работа Ардака Касымбека в АО «НК «Казмунайгаз», особенно в период, когда он занимал позицию старшего вице-президента — финансового директора национальной компании.
Судя по всему, силовики будут проверять тендера, которые проводились в то время, изучать договора, подписанные с компаниями-победителями, проверять правильность расходов и расценок.
Как нам сказали, перед комитетчиками поставлена задача найти компромат, чтобы затем с его помощью Асылов и Сагимбаев получили возможность влиять как на нынешнего акима столицы, так и на его отца, некогда всесильного главы канцелярии первого президента РК Махмуда Касымбека.
Кстати, одним из каналов получения компрометирующих материалов на Жениса Касымбека наверняка станет экс-вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Тимур Токтабаев, задержанный сотрудниками Агентства РК по противодействию коррупции 7 ноября 2022 года. Напомним, что он работал под руководством Жениса Касымбека и наверняка в курсе многих сделок.
Более подробно на эту тему в нашем материале: «О схеме продажи лицензий и Токтабаеве».
Но, повторим еще раз, интерес Генерального прокурора РК Берика Асылова и председателя КНБ РК Ермека Сагимбаева не ограничивается Михаилом Козачковым и Женисом Касымбеком.
Список лиц, на которых они хотят получить компромат и затем с помощью его «поставить» высокопоставленных чиновников и топ-менеджеров нацкомпаний в свое «стойло», достаточно обширный.
И если эти планы им удастся реализовать, то они смогут через какое-то время занять в казахстанской авторитарной политической системе и «суперпрезидентской» вертикали то самое место, что занимал бывший зять первого президента Рахат Алиев двадцать лет назад.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.