5 января 2023-го, спустя год после того, как январские протесты переросли в уличные бои и беспорядки, в Алматы почтили память жертв тех событий.
Алматинцы пришли к мемориалу Независимости, чтобы возложить цветы, зажечь свечи и помолиться в память о людях, которых расстреляли силовики.
По традиции Старого Казахстана, сохраненной и в «Новом», до места добрались далеко не все – незадолго до мероприятия полиция задержала нескольких активистов Демократической партии Жанболата Мамая.
«Задержали Абзала Достиярова вместе с четырехлетней дочерью. Дочь час была в полицейском участке, пока жена не поехала и не забрала оттуда ребенка. Он утром хотел отвезти дочку в садик, а потом поехать на площадь. Когда он зашел в лифт, там его уже ждали.
Избили при дочери и вместе с дочерью доставили в РОВД… Его избили кулаками, он был в крови. Потом позвонили его жене, чтобы она забрала оттуда ребенка. Четырехлетний ребенок был час в полицейском участке!
Также задержали Аружан Дуйсебаеву, едва только она вышла из дома, и Гульнар Мирмамбетову», — рассказала «Республике» журналист и активист Демпартии Инга Иманбай вскоре после того, как возложила цветы к монументу Независимости.
Видео задержания Абзала Достиярова с четырехлетней дочерью есть в нашем телеграм-канале.
Там же, около монумента, правозащитница Маржан Аспандиярова, обратилась к автору «Республики», указав на надпись «Выбирай и блаженствуй», которая расположена около следа руки Назарбаева. Она показалась ей кощунственной:
«Что это значит – «Выбирай и блаженствуй?! Я сколько людей опрашиваю, никто не может объяснить. Для чего это написали? Какая смысловая нагрузка? Какое это имеет отношение к Независимости? Кто у нас в стране выбрал и блаженствовал? Поэтому, мне кажется, настало время эту штуку демонтировать. Она здесь не нужна и выглядит как издевательство над здравым смыслом с учетом произошедшего».
Предложения что-то поменять и переименовать на траурном мероприятии звучали довольно часто. Например, бизнесмен и политик Булат Абилов в очередной раз подчеркнул, что проспект Назарбаева следует переименовать в «Кантар», а 5 и 6 января – сделать днями государственного траура.
В то же время Абилов отметил, что январские события, вопреки жертвам и пролитой крови, так и не привели к смене режима:
«Произошла трагедия. Ясное дело, все хотят объективного и справедливого расследования, но его нет. При нынешней власти его и не будет.
Следующий момент очень важен: почему люди вышли на площадь? Не только за политические перемены, хотя люди хотели перемен и кричали «Шал, кет!» Но «Старик, уходи!» это не только просят Назарбаева: уйди.
Уйди вместе со своим наследием, уйди вместе со своей семьей, уйди вместе со своим авторитарным правлением, дай нам свободу, дай нам достойную жизнь, чтобы мы сами определяли свою судьбу. Этого не произошло».
Среди пришедших на траурное мероприятие были не только опытные оппозиционеры, но и активисты помоложе, в том числе и те, кто был на площади Республики 6 января прошлого года, когда военные открыли огонь по людям, стоявшим с плакатом: «Мы простой народ, а не террористы».
Были там и родные погибших, для которых, по словам коллег-журналистов и организаторов митинга, акиматчики подогнали автобусы, на которых затем планировалось везти их в мечеть.
Однако, судя по всему, родных погибших оповещали о мероприятии не слишком активно: туда не позвали Айнур Байтханову, сестру Жомарта Байтханова – парня, который погиб во время расстрела 6 января.
Байтханова – довольно активна в социальных сетях и медиа, власти о ней хорошо знают, однако об активности акимата она узнала от автора «Республики», а не от чиновников.
«Я не слышала ни про какое траурное мероприятие акимата. Впервые узнала от вас. Ну, еще в новостях увидела, что акимат собирал родственников убитых и растрелянных в январе прошлого года людей. К сожалению, меня никто не приглашала на это мероприятие», — сказала «Республике» Байтханова.
Даурен Биткембаев, сын четы пенсионеров, чья машина попала под обстрел 7 января, когда они ехали домой, сказал «Республике», что его тоже не звали на мероприятие.
«Меня никто не звал, впервые об этом слышу, — говорит Биткембаев. — 30 декабря ко мне домой приехал работник жетысуского акимата, подарочный набор привез – конфеты, фрукты. Внимание оказали. И все».
На площади выступали политики и активисты. Время от времени среди пришедших можно было встретить людей в слезах.
После выступлений в конце импровизированного митинга общественный деятель Рысбек Сарсенбай зачитал резолюцию, в которой были такие пункты:
1. Возложить ответственность за январскую трагедию 2022 года на бывшего и нынешнего президентов — Нурсултана Назарбаева и Касым-Жомарта Токаева
2. Освободить всех подозреваемых в участии «в массовых беспорядках», кроме тех сотрудников полиции и военных, кто стрелял в народ.
3. Выплатить всем пострадавшим компенсации в размере, котором были выплачены семьям погибших полицейских.
4. Признать незаконными признания, полученные путем пыток.
5. Привлечь к ответственности всех полицейских, пытавших задержанных.
6. Все суды проводить открыто.
7. Провести международное расследование январских событий.
8. Освободить всех политзаключенных.
9. Провести настоящие политические реформы, начиная со всех силовых структур, судов и т.д.
10. Выход Казахстана из ОДКБ.
11. Начать работы по объявлению импичмента президенту Токаеву, который дал приказ стрелять в дни январских событий и стал президентом, используя незаконные методы назарбаевской системы.
12. Создать общественную комиссию, чтобы дать политическую оценку январским событиям 2022 года.
Над городом висел туман, напоминавшей о тумане прошлогоднем, смешавшемся с дымом от светошумовых гранат и порохом.
Мероприятие закончилось чтением молитвы.
Вскоре после молитвы вышло солнце. Небольшой луч света в царстве страха и забвения.
На видео ниже отдельные моменты Дня памяти.
Фото на обложке Петра Троценко
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.