То, что в следственных изоляторах и тюрьмах Казахстана процветают пытки, корректно именуемые недопустимыми методами дознания, ни для кого не секрет. Равно как и то, что компетентные органы, куда сидельцы обращаются с жалобами, чаще всего закрывают на это глаза (расследования пыток по следам январских беспорядков, а вернее, их прекращение, это очень четко показали).
Еще одно яркое подтверждение – «дело Муратхана Токмади», осужденного в 2017 году за совершение заказного убийства банкира Ержана Татишева.
Как утверждают сегодня супруга осужденного Джамиля Аимбетова-Токмади и его адвокат Ерик Султанов, бизнесмен дал в 2017 году признательные показания вынужденно — под пытками.
Однако спустя пять лет, когда расследование этих пыток стало возможным, сотрудники Антикоррупционного агентства не нашли подтверждения их словам.
Вкратце напомним, в чем обвиняют Муратхана Токмади.
Первоначально дело против него по факту убийства главы БТА Банка Ержана Татишева было возбуждено в 2004 году. По версии следствия, имел место несчастный случай на охоте, когда из ружья, находившегося в руках Токмади, произошел произвольный выстрел, и пуля угодила в голову Татишева.
Следствие было возобновлено спустя 13 лет. В 2017 году Токмади был вновь арестован, ему предъявили обвинение в совершении заказного убийства: якобы он убил Татишева по заказу оппозиционного Мухтара Аблязова и получил за это 4 миллиона долларов.
В марте 2018 года Муратхана Токмади на основе его признательных показаний приговорили к 10 с половиной годам лишения свободы.
Публично опровергнуть обвинение и рассказать о пытках Муратхан Токмади смог только в марте 2022 года после ареста экс-председателя КНБ Карима Масимова, написав письмо президенту РК Касым-Жомарту Токаеву.
«Правовой вандализм» в отношении меня, моей семьи, родных, коллег, друзей был совершен арестованными ныне членами следственно-оперативной межведомственной группы КНБ/МВД/ГП под руководством Карима Масимова во главе с полковником КНБ Русланом Искаковым. Путем угроз, побоев, пыток, морально-психологического давления на семью, фальсификацией уголовных дел 20-30-летней давности против меня, трех уголовных дел против супруги, арестом родственника, блокировки бизнесов, ареста имущества и счетов семьи и множества других методов — они «убедили» меня подписать процессуальные соглашения о признании вины и сотрудничестве. По их условиям я должен был признать (…) убийство Ержана Татишева по заказу Мухтара Аблязова», — говорилось, в частности, в этом письме.
Токмади просил главу государства «пересмотреть дело с учетом вышеуказанных факторов, наказать виновных, восстановить мои честь и достоинство и вернуть мне законную свободу».
Вмешался Токаев или нет, нам неизвестно, но в июне 2022 года по заявлению самого Токмади и его родственников сотрудниками Антикоррупционного агентства было начато досудебное расследование по факту пыток. Токмади был признан потерпевшим, осенью того же года его провозили из Жезказгана, где он отбывает наказание, в Алматы для проведения следственных действий. Однако 29 декабря 2022 года расследование было прекращено ввиду отсутствия состава преступления, и 11 января 2023 года Токмади этапировали обратно.
Как сказала 11 января на пресс-конференции в Алматы супруга осужденного Джамиля Аимбетова-Токмади, ни ее, ни адвоката о прекращении следствия официально не известили – они узнали об этом случайно 6 января.
«Между тем, я еще в 2017 году заявляла, что моего мужа пытали в СИЗО КНБ, давление оказывалось и на родственников, мне пришлось бежать из страны, потому что я точно знала, что в отношении меня завели уголовное дело, чтобы оказать давление на Муратхана. Четыре месяца он находился в СИЗО КНБ, потом в госпитале в психиатрическом отделении, где его заставляли принимать более десяти психотропных препаратов.
С момента его повторного ареста нам не давали свидания, он был замурован в одиночной камере, ему не давали права обращаться в прокуратуру или еще куда-то. Когда Муратхан попросил ручку, чтобы написать письмо президенту, его избили 20 человек. Рентген показал перелом пальцев на ногах, ребер, ключицы», — рассказала супруга осужденного бизнесмена.
Также, по ее словам, Токмади вынудили подписать процессуальное соглашение, обещая назначить минимальное наказание в случае ареста Мухтара Аблязова:
«Мы уверены, что все, из-за чего мы страдаем пять лет, было необходимо для экстрадиции Мухтара Аблязова, главного оппонента казахстанской власти. Об этом говорит и процессуальное соглашение, которое Муратхана заставили подписать: в случае условий для ареста третьего лица (имеется в виду Мухтар Аблязов — авт.) Муратхану обещали наказание ниже низшего предела, не больше пяти лет, да еще и с обещанием, что через два-три года он выйдет на свободу по УДО.
Для чего подписывается такое соглашение, если оно не соблюдается?
По закону, после того, как был осужден Мухтар Аблязов якобы как заказчик убийства, государство должно было выполнить свою часть «сделки». Но в итоге срок отбывания наказания был сокращен всего на полгода. Муратхана обманули и здесь».
Адвокат Ерика Султанов процитировал статью 289 УПК РК, согласно нормам которой органы, проводившие расследование, после прекращения уголовного дела были обязаны оповестить потерпевшего и его представителя об этом, а также рассказать, на каком основании расследование было прекращено.
«Но этого не было сделано, поэтому я думаю, что здесь есть нарушение закона. Сейчас мы подали заявление в следственный суд, который может усмотреть нарушения в проведении расследования и вернуть его в следственные органы. Но оно было подано даже без ознакомления с материалами уголовного дела», – уточнил адвокат.
Джамиля Аимбетова-Токмади заявила на пресс-конференции, что она намерена добиваться пересмотра обвинительного приговора в отношении ее супруга, но, как и сам Токмади год назад, апеллирует не к правоохранительным органам, а к главе государства, надеясь на его личное вмешательство.
Вот только не исчерпал ли Касым-Жомарт Токаев лимит того доверия, которое ему пока что еще оказывают?..
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.