13 января 2023 года случилось то, чего долгие годы упорно добивалась казахстанская демократическая оппозиция – Нурсултан Назарбаев лишился своих исключительных прав как первый президент РК. Пусть пока больше на бумаге, чем в жизни, но то, что его падение с небес на грешную землю началось – это факт, не подлежащий сомнению.
Правда бывший «лидер нации» по-прежнему будет недосягаемым для отечественного правосудия, поскольку на него распространяются привилегии, предусмотренные в статьях Конституции РК о президенте РК. Однако теперь Назарбаев уже не первостроитель казахстанского государства, занимающий особое место в истории страны, а всего лишь первый в ряду глав государства.
Поэтому наступает пора обсуждать три очень важные темы:
- во-первых, сядет ли Нурсултан Назарбаев на скамью подсудимых и будет осужден, или отделается моральным порицанием со стороны практически всего казахстанского общества;
- во-вторых, как политический крах Назарбаева повлияет на казахстанскую авторитарную политическую систему и «суперпрезидентскую» вертикаль в версии Касым-Жомарта Токаева;
- в-третьих, как падение Назарбаева с пьедестала и превращение его в пенсионера республиканского значения повлияет на казахстанское общество и политическую систему.
Мы не станем пока углубляться в эти темы, просто зафиксируем, что Нурсултан Назарбаев совершил очень большую, непростительную для авторитарного правителя, политическую ошибку.
Занимая тридцать лет позицию верховного правителя страны, сначала в роли первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана, а потом президента Казахской ССР и Республики Казахстан, он слишком уверовал в свою исключительность и свое превосходство над всеми своими приближенными.
В результате чего и решился передать президентское кресло Касым-Жомарту Токаеву, правда серьезно ограничив политические возможности своего преемника. И просчитался. Поскольку оказалось, что в Казахстане власть это все, а остальное – ничто.
Мы не знаем, что сейчас творится в голове у Нурсултана Назарбаева, как он оценивает происходящее, на что рассчитывает и о чем пытается договариваться, но то, что он оказался в подвешенном состоянии сам и заодно подвесил всех своих приближенных и соратников, не подлежит никакому сомнению.
Другое дело, что если бы не январские события 2022 года, то процесс передачи верховной власти в Казахстане наверняка затянулся бы до момента ухода Нурсултана Назарбаева из жизни. И его преемник на посту главы государства безоговорочно соглашался бы с тем, что ему приходится делиться властью со своим предшественником.
Однако взрыв протестных настроений год назад сломал все договоренности между Касым-Жомартом Токаевым и Нурсултаном Назарбаевым и поставил жирный и окончательный крест на личной преданности первого второму. В условиях, когда под угрозу была поставлена пресловутая внутриполитическая стабильность, второй президент РК решился или был вынужден пойти на слом прежней модели авторитарной политической системы и, в частности, фактического двоевластия.
А первый президент РК был вынужден с этим согласиться, чтобы не спровоцировать новую волну ненависти против себя.
Как следствие, Нурсултан Назарбаев оказался в подвешенном состоянии, поскольку правящая элита, сформировавшаяся в период «царствования» Нурсултана Назарбаева, оказалась политически трусливой, более всего боящейся потерять свои богатства и влияние, а основная масса казахстанцев — политически инертной. Поэтому судьба бывшего елбасы теперь зависит не столько от политической воли Акорды, сколько от текущего соотношения сил на политическом пространстве и динамике происходящих в стране процессов.
Так что, если завтра в Казахстане повторятся январские события, но уже в большем масштабе, и одним из главных лозунгов протестующих станет привлечение Нурсултана Назарбаева к уголовной ответственности и лишение его многомиллиардного состояния, Касым-Жомарт Токаев это сделает. И ему не помешают ни действующая Конституция РК и ее статьи о привилегиях президентов РК, ни протесты сторонников Нурсултана Назарбаева, если, конечно, таковые еще есть в стране, ни предыдущие частные договоренности между ними.
Ведь тот же Конституционный суд РК по запросу (приказу) главы государства может задним числом признать отдельные статьи Конституции РК, противоречащими основному закону страны, причем с момента их принятия. И тем самым создать правовую основу, позволяющую отправить Назарбаева и его подельников на скамью подсудимых.
Ну а то, что обвинения против первого президента РК в узурпации государственной власти, нарушениях действующего законодательства, злоупотреблении властью, коррупции, непотизме, хищениях государственных и квазигосударственных денежных средств и имущества, убийствах политических противников будут более чем убедительно доказаны на основании документов и свидетельских показаний, не подлежит никакому сомнению.
Но такое развитие событий возможно только в случае, если казахстанское общество этого потребует (не важно, мирными или немирными способами), причем настолько убедительно, что Касым-Жомарту Токаеву не останется ничего делать, как пойти навстречу согражданам.
Если же этого не произойдет, то скорее всего Нурсултана Назарбаева будут тихо «ощипывать», не привлекая к данному процессу лишнего внимания, но давая возможность ему дожить до конца в комфортных бытовых и некомфортных психологических условиях.
P.S. Кстати, кроме привилегий первого президента РК Нурсултан Назарбаев теперь лишится того места в Истории, которое он так хотел занять. И войдет в нее не как первостроитель казахстанского государства, а как президент в переходный период от советского авторитаризма к казахстанской модели демократии. Другое дело, что эта модель мало чем будет отличаться от назарбаевской, но об этом будут громко говорить внутри страны только тогда, когда Токаев уйдет с политической арены.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.