Вчера 10 января 2023 года, Конституционный суд Казахстана опубликовал нормативное поставление, в котором признал утратившим силу Закон РК «О Первом Президенте Республики Казахстан — Елбасы».  

Теперь в части рассмотрения этого закона парламенту больше делать нечего – всю работу за депутатов сделали члены Конституционного Суда (КС) РК, сказал в комментарии «Республике» директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис.

Впрочем, по его мнению, у этого нормативного постановления суда, устанавливающего, что Закон РК «О Первом Президенте РК – Елбасы» теряет юридическую силу, есть две составляющие – правовая и политическая. И вторая, считает правозащитник, может перевешивать.

Как принималось решение

Напомним, что 28 декабря 2022 года депутаты парламента приняли в работу проект закона, отменяющего закон «О Первом Президенте РК – Елбасы».

«Закон будет полностью поставлен на утрату, это будет начало следующего года. Так как это конституционный закон, то он будет рассматриваться на совместном заседании палат парламента», — сообщил тогда спикер Мажилиса парламента Ерлан Кошанов.

Однако в новом году депутаты решили действовать по новому сценарию.

5 января группа депутатов направила в КС обращение, в котором, в частности, просила ответить на вопрос: «Подлежит ли признанию утратившим силу Конституционный закон «О Первом Президенте РК — Елбасы» в связи с исключением норм, регулирующих статус и полномочия Первого Президента Казахстана?».

И 10 января КС ответил на этот вопрос утвердительно.

«Конституционный Суд полагает, что после проведенного республиканского референдума от 5 июня 2022 года, исключившего конституционно-правовые основы существования персонифицированного Конституционного закона Республики Казахстан «О Первом Президенте Республики Казахстан — Елбасы» и другие упоминания в Конституции о первом Президенте Республики, сохранение данного Конституционного закона в действующем законодательстве не согласуется с обновленной редакцией Конституции РК (…) Основываясь на воле народа Казахстана, выраженной на республиканском референдуме от 5 июня 2022 года, об исключении из Конституции РК пункта 4 статьи 46 и других норм, признать, что в настоящее время в Конституции РК отсутствуют правовые основания для сохранения Конституционного закона Республики Казахстан «О Первом Президенте Республики Казахстан – Елбасы» в действующем праве Республики Казахстан, в связи с чем он подлежит признанию утратившим силу», —  говорится в нормативном постановлении КС.

Скорость на «политическом пару»

«С правовой точки зрения это решение окончательное, КС признал закон утратившим силу, юридической силы у закона нет, так что парламенту рассматривать нечего, он по существу никакого решения принимать уже не может, то есть как я понимаю, никаких действий со стороны парламента уже не будет. Впрочем, будем смотреть, как будут развиваться события, потому что решение КС – довольно обтекаемое. И за ним есть политические последствия», — сказал Евгений Жовтис в комментарии «Республике».

По мнению юриста, рассмотрением вопроса об отмене вышеуказанного закона в КС, а не в парламенте, процесс решили ускорить:

«Политическая составляющая может предполагать, что это постановление открывает путь к досрочному роспуску мажилиса в ближайшее время (появилась инсайдерская информация, что это произойдет уже 16 января —  авт.) и объявлению выборов весной, как и обещал президент».

Вместе с этим, Евгению Жовтису «не нравится» та скорость, с которой начал работу КС: он был сформирован в конце текущего года, после праздников приступил к работе, 5 января получил запрос и 10 января уже выдал постановление, то есть на все у членов КС, учитывая выходные, ушло три дня.

«Если даже предположить, что обсуждение проходит в ускоренном режиме (такое сокращенное производство, как говорят в обычных судах), и мнение судей КС формируется быстро, это выглядит несерьезно и очень походит на заказ: нужно быстро – будет быстро. Мне будет интересно наблюдать, станут ли с такой же скоростью рассматривать в КС вопросы не от президента или депутатов, а от рядовых граждан», — резюмирует Евгений Жовтис.

Утрата есть, удовлетворения — нет

Работа КС вызывает недовольство и у другого известного юриста – Жангельды Сулейманова.

«Читаю регламент, который принят судьями этого Суда. Написано: «4. Обращения в Конституционный Суд подаются в письменной и (или) электронной форме». Это жуть какая-то!!! Как будто это две разные формы — письменная или электронная! Нет такого вообще. Есть одна форма – письменная, которая делится на бумажную и электронную (…)

Неужели судьи Конституционного суда не знают такой простой вещи или они не читали свой регламент и утвердили его? Как они собираются тогда рассматривать серьезные обращения граждан?» — написал адвокат на своей странице в Facebook.

Что  будет дальше?

У политолога Досыма Сатпаева новость о решение Конституционного суда вызвала вопросы. На своей странице в Facebook он написал:

«Закон о первом президенте был порождением авторитарной системы и культа личности в создании которого активное участие принимали в том числе и все те, кто сейчас этот закон с большим скрипом отменяет.

Конституционный референдум и досрочные президентские выборы прошлого года авторитарную систему сохранили.

Кадровая политика второго президента опять напоминает старые грабли, когда формируется новая свита из самой системы, а не команда реформаторов с участием гражданского общества. А это грозит формированию нового культа личности, в основе которого всегда лежит негативная реакция к альтернативной точке зрения и не только «диванных экспертов».

Кстати, одним из индикаторов этого является то, с каким раздражением «коллективный назарбаев» в камуфляже «нового Казахстана» как и раньше воспринимает критику в свой адрес».

Досым Сатпаев подчеркнул, что сейчас в действиях властей появилась новая фишка, соответствующая «духу времени»:

«Классическая авторитарная система сменяется «цифровым авторитаризмом», где идут постоянные информационные и кибератаки, а также льется поток грязи на гражданских активистов и журналистов, как из анонимных телеграмм каналов, так из уст провластной прислуги.

Для власти юридически несложно было убрать закон о первом президенте. Хотя они даже с этим тянули. Но гораздо сложнее будет убрать «коллективного назарбаева» из мозгов, сердца и моральной шкалы ценностей правящего класса».

Политолог задался непраздным вопросом:

«А что касается самого закона о первом президенте, то с его отменой возникает вопрос: «Будут ли расследования по поводу финансовой деятельности первого президента и членов его семьи?». Ведь одной из целей принятия этого закона также было внедрение пункта о том, что «…на имущество, принадлежащее на праве частной собственности первому президенту и совместно проживающим с ним членам его семьи, а также на имущество учреждаемых им юридических лиц не могут быть наложены какие бы то ни было ограничения».

Более того, также гарантировалась банковская тайна и неприкосновенность банковских счетов первого президента РК и совместно проживающих с ним членов его семьи.

Понятно, что ещё есть правовые гарантии неприкосновенности для экс-президентов, которых могут судить только за госизмену. Но если К.Токаев после январских событий говорил о 162 человек, которые владеют половиной благосостояния Казахстана, то в рамках распиаренного «Нового Казахстана» начинать надо было именно с тех, кто создал порочную систему, в которой эти 162 человека появились».

Последнее слово все-таки за парламентом?

Но, похоже, оформить все юридически должны будут все-таки депутаты.

«Этот вопрос будет рассматриваться на совместном заседании палат Парламента – Сената и Мажилиса. Возможно, это будет эта неделя, возможно, следующая неделя. Есть процедурные вопросы, которые необходимо решить», — сказал сегодня, 11 января 2023 года, председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Арман Кожахметов.

UPDATE 

 

Сегодня, 13 января 2023 года, эпопея с законом о первом президенте наконец-таки закончилась. На совместном заседании обеих палат Парламента РК депутаты сразу в двух чтениях приняли конституционный закон «О признании утратившим силу Конституционного закона Республики Казахстан «О Первом Президенте Республики Казахстан — Елбасы».

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.