«Особые условия» для журналистов, специальные пресс-карты министерства, официальные договоры с редакциями — эти и многие другие ограничения вошли в новый законопроект «О масс-медиа», недавно выставленный министерством информации РК на публичное обсуждение.

Текст проекта не был согласован с рабочей группой — представителями журналистского сообщества. Тем не менее, концепцию закона уже одобрила межведомственная комиссия.

Тамара Калеева, учредитель Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз», проанализировала законопроект и рассказала, что ждет представителей СМИ.

«Очень хотела покоя, но, увы, не получается молчать. Неделя осталась до конца официального обсуждения будущего закона «О масс-медиа», а наша так называемая широкая общественность так и не замечает надвигающихся туч», — написала она на своей странице в социальной сети Facebook.

Итак, что изменится для казахстанских журналистов, если законопроект примут в нынешнем виде.

Права журналистов: кастрация или дискриминация?

Как отмечает Тамара Калеева, в законопроекте исчезло право «присутствовать в районе стихийных бедствий, на мирных собраниях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов».

Зато вводится тревожное понятие «территория Республики Казахстан, на которой введен режим чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера согласно законодательству Республики Казахстан, в условиях приграничных конфликтов, районе ведения боевых действий и в военное время».

«Журналист на таких территориях трудится в «особых условиях», а правильно работать его обучают органы КНБ, МВД и Минобороны. Они:«1) организуют курсовую подготовку и повышение квалификации сотрудникам редакции для выполнения поручения редакции в особых условиях; 2) утверждают правила курсовой подготовки и повышения квалификации сотрудников редакции для выполнения поручения редакции в особых условиях».

 

Понятно, что государству деньги некуда девать, а силовикам делать больше нечего, как из года в год учить кучу журналистов носить бронежилет и не лезть с диктофоном на пулеметы…

 

А вот что непонятно – мирные митинги и демонстрации тоже теперь будут считаться «особыми условиями»? И, очевидно, допускаться к их освещению тоже будут только специально обученные журналисты?»

 

По новому закону журналистам, чтобы попасть в государственные органы и н официальные мероприятия нужна пресс-карта, которая будет выдаваться специальной Комиссией по вопросам выдачи этих пресс-карт в порядке, определяемом уполномоченным органом.

Возможно, в привилегированную касту «везде допускаемых» войдут отобранные МИОРом обладатели пресс-карты. Это исключительно журналисты с 3-5-летним опытом работы в СМИ, не имеющие судимости и официально сотрудничающие с зарегистрированными СМИ. 

 

В связи с обилечиванием пресс-картами МИОР вводит поистине революционное (или дореволюционное?) требование: при увольнении из СМИ владелец такой корочки «обязан трудоустроиться в течение трех месяцев с момента расторжения договора». 

 

И вот что особенно интересно, в свете общего курса на открытость, подотчетность, прозрачность и т.д.: на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях госорганов могут присутствовать только аккредитованные журналисты, а без обязательной предварительной аккредитации — еще и особо благонадежные, то есть заслужившие пресс-карту их коллеги.

Как будут повышать статус журналиста

В концепции закона есть актуальные, как никогда, слова: «ключевые реформы будут направлены на повышение правового статуса журналистов и усиление правовых гарантий для них». 

«В чем же эта статусность? Цитирую: «Лицо обладает статусом журналиста в период осуществления профессиональной деятельности и нахождения в трудовых или иных договорных отношениях с редакцией средства массовой информации в порядке, установленном законодательством РК».

 

Проще говоря, пока ты работаешь в официальном СМИ, ты журналист, выпал из обоймы – ты уже просто «лицо».

 

Вообще-то до сих пор считалось, что журналист – это профессия, навыки которой человек сохраняет всю жизнь. Почему профессия стала статусом и зачем это слово ввернуто в законопроект, фантазируйте сами».

Как нас будут регулировать и контролировать

Порядок контроля таков: уполномоченный орган, то бишь МИОР, утверждает правила проведения мониторинга масс-медиа и по этим правилам сам ведет мониторинг. Он же проводит профилактический контроль, цель которого — «своевременное пресечение и недопущение нарушений».

«Знаете, сколько полномочий вписал себе МИОР в будущий закон о масс-медиа? 50!  Это не считая всеохватного 51-го пункта статьи 7 законопроекта, где простенько, но загадочно он разрешает себе еще и «иные функции».

 

Чего только нет в этих полномочиях! МИОР формирует, учитывает, размещает, определяет, ведет реестры, разрабатывает правила, утверждает правила, в том числе деятельности журналиста на мирных собраниях, координирует, субсидирует, мониторит, проводит экспертизу, выдает предписания, контролирует… А вот право защищать журналистов главный государственный Уполномоченный орган себе не взял, — поскромничал, наверное.

 

Зато контроль за масс-медиа расписан детально и выделен в отдельную статью (обращаю внимание, это контроль не только за СМИ, но и за интернет-ресурсами, не зря же вводится новое понятие «масс-медиа», которое, по замыслу авторов, объединяет все СМИ и все интернет-ресурсы).

 

Помнится, в 2018 году идея вписать саморегулирование в закон о СМИ не прокатила, тогда сочли, что достаточно действующего закона «О саморегулировании». Нынешняя попытка расписана более детально».

Помимо госконтроля, МИОР намерен патронировать «Общественно-профессиональный совет по вопросам саморегулирования деятельности средств массовой информации», задача которого – «формирование высоких профессиональных и этических норм». 

Такие советы, созданные сверху донизу, но исключительно из «представителей профессионального сообщества средств массовой информации», будут, в частности, рассматривать «обращения о защите чести, достоинства и деловой репутации, по фактам распространения ложной информации в средствах массовой информации».

«То есть собрались журналисты и решают, унизил их коллега честь и достоинство чиновника или нет. Если решат, что унизил, то готова спорить на что угодно, что чиновник тут же побежит в суд и как доказательство перенесенных страданий предоставит документ «товарищеского суда». Как думаете, какое решение после этого примет суд?

 

Еще, по замыслу авторов законопроекта, основной функцией Совета будет «разрешение конфликтов между средствами массовой информации с аудиторией». Правда, тут следует уточнение, что это будет делаться в соответствии с действующим законодательством. Очень интересно, какие конкретно законы предусматривают такой самосуд?

 

Но и это не все! Общественно-профессиональный совет будет вести черный список – «формировать реестр интернет-ресурсов, средств массовой информации, на системной основе размещающих дезинформацию». 

Как нас будут защищать и уважать

С прошлогоднего июля на журналистов, их квартиры и офисы совершено, по самым скромным подсчетам, 17 нападений. И все это неспокойное время Министерство информации и общественного развития сочиняло новый закон «О масс-медиа». Какие же дополнительные гарантии приготовил МИОР? 

«А… никаких. Более того, предложил переместить в административный кодекс первую половину единственной защищающей журналистов статьи 158 Уголовного кодекса – «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов».

 

Никогда не догадаетесь, почему. Сообщаю аргумент МИОР, сама не смогла бы придумать такое: потому что по этой статье возбуждается очень мало дел. Конечно, откуда чиновникам знать, сколько журналистских заявлений полицейские списывают в архив.

 

А зачем декриминализировать? А затем, чтобы дел стало больше. До сих пор по этой статье был вынесен только один приговор, в 2005 году. А как кастрируют ее, она, конечно, заиграет всеми правовыми мускулами».

Полный текст законопроекта можно прочитать по ссылке здесь.

 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-747 977 5139 или на номер карты 4400 4301 4483 1945. И есть еще несколько способов – на этой странице.

 

 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.