Женщины в Казахстане де-факто остаются на втором плане. Их мало в политике, среди чиновников и депутатов.

И это не связано с тем, что женщин в Казахстане меньше, чем мужчин – их, наоборот, больше, хотя и ненамного.  На 1 января 2023 года Бюро национальной статистики РК зафиксировало 10 118 282 проживающих в стране женщин – это больше половины от общего числа населения. А средний возраст казахстанок, кстати, по данным того же Бюро, — 33,7 года, то есть они вполне могли бы принимать активное участие в политической и общественной жизни страны, если бы не… сохраняющиеся в стране патриархальные устои.

По мнению президента Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмиры Илеуовой, в Казахстане ситуация с равными правами в гендерном отношении не вызывает большого оптимизма. Более того, у нее есть ощущение, что идет откат по сравнению с предыдущим периодом.

 

«В прошлом году мы провели опрос населения, в котором задали вопрос о том, имеют ли женщины и мужчины в Казахстане равные права и возможности. Похожий опрос мы проводили в 2015 году. Мы получили следующие результаты. В 2015 году ответы «да» плюс «скорее да» – дал 81% опрошенных. Весной 2022 года это мнение поддержали только 69,2%», — сказала социолог в недавнем интервью интернет-ресурсу «Евразия-Эксперт».

ТО ЕСТЬ, ЕСЛИ РАНЬШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО В КАЗАХСТАНЕ У ЖЕНЩИН И МУЖЧИН НЕТ РАВНЫХ ПРАВ, РАЗДЕЛЯЛ КАЖДЫЙ СЕДЬМОЙ УЧАСТНИК ОПРОСА, ТО СЕГОДНЯ – КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ.

Главным же препятствием, сдерживающим достижение равенства женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности, респонденты в опросах и 2015-го, и 2022-го называли, по словам  Илеуовой, преобладание традиционных стереотипов о роли и месте женщины в обществе.

Тем не менее, несмотря на совсем не радующую тенденцию, казахстанские женщины все время оказываются на «передовой». Пойдете ли вы на митинг, придете ли на избирательный участок во время выборов, зайдете ли в офисы правозащитной организации или активно действующего НПО, вы увидите, что в большинстве своем там работают именно женщины.  

Главные героини нашего проекта «Женские лица гражданского активизма» – пять женщин, пытающих изменить страну к лучшему и посвятивших свою жизнь служению обществу. Каждая – в своей сфере. И у каждой — своя история.

Жанар Секербаева: 
"Я зла на общество, которое мы построили"

…Среди бела дня в Шымкенте толпа из двадцати мужчин — бородатые религиозные «блюстители нравственности», полицейские и люди в штатском — врывается в местное кафе, где две женщины мирно пьют чай, и нападает на них. Оскорбляя словесно, мужчины провоцируют потасовку, и в итоге одну из женщин ударяют в лицо кулаком, а затем под улюлюканье «держи ее, тащи, за руки хватай» волокут к автомобилю и запихивают в него.

Так в мае 2021 года Жанар Секербаеву – активистку и правозащитницу, выступающую за права квир-женщин — в очередной раз задержала полиция. Якобы ради  ее же «безопасности». Позже ее обвинят по уголовной статье — «Оскорбление представителя власти».

Жизнь Жанар изменилась в феврале 2014 года, когда она, узнав о готовящемся митинге против девальвации тенге, решила прийти на площадь в Алматы, чтобы выразить своё мнение.   

«Сын казахского народа, что ты мне хочешь сделать? В глаза мне смотри! В глаза!!!» — видео, на котором Жанар Секербаева говорит с полицейским во время митинга, так широко разошлось в соцсетях, что моментально сделало ее узнаваемой публичной персоной.

Жанар тогда тоже скрутили и отправили в РОВД, назвав организатором митинга, и оштрафовали на несколько тысяч тенге.

«Я не проснулась однажды и не решила стать активисткой. Меня вдохновила пожилая женщина, которая протестовала против девальвации казахстанского тенге», — вспоминает Жанара.

После этого митинга она обрела больше двух тысяч друзей в Facebook и решила защищать права женщин и ЛГБТ. Вместе с подругой Гульзадой Сержан основала казахстанскую феминистскую инициативу «Феминита».  

Жанар Секербаева — доктор социальных наук (Университет Цукубы, Япония).

За ее плечами плечами несколько вузов – факультет журналистики Евразийского национального университета им. Н. Гумилёва, магистратура в МГУ и программа «Гендерные исследования» в Европейском гуманитарном университете в Литве. И ещё Жанар – социолог и мастер спорта по пауэрлифтингу.

«Без женщин в делах государственного управления не будет нового Казахстана», — уверена Жанар Секербаева. В том числе и поэтому в этом году на выборах она баллотируется в депутаты маслихата Алматы.

В откровенном разговоре с журналистом «Республики» Жанар Секербаева рассказала, каково это — быть активисткой  в Казахстане.

Это второй материал нашего спецпроекта «Женские лица гражданского активизма». Первый читайте здесь.

 

В подготовке спецпроекта «Республики» принимали участие: Жанна Байтелова, Юлия Козлова, Назира Даримбет, Оксана Макушина.

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-747 977 5139 или на номер карты 4400 4301 4483 1945

 

И есть еще несколько способов – на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.