Продолжаем наш рассказ о том, с какими многочисленными проблемами во взаимоотношениях с казахстанскими чиновниками столкнулась японская компания «Marubeni Corporation», решившаяся инвестировать в казахстанскую уранодобывающую промышленность почти миллиард долларов.

В предыдущей публикации от 17 марта 2023 года под названием: «История сделки «Марубени Корпорейшн» с «Казатомпромом» — 24» мы прокомментировали текст протокола встречи представителей японских инвесторов с вице-президентом НАК «Казатомпром» Сергеем Яшиным, которая имела место 25 ноября 2010 года.

Ниже цитата из вышеупомянутой публикации (выделения цветом здесь и далее сделаны нами):

«Казахстанскую сторону на утренней встрече 25 ноября 2010 года (она была первая, но не единственная в этот день) представлял вице-президент НАК «Казатомпром» Сергей Яшин.

 

Мы уверены, что он знал, кто стоит за офшором «Swinton Investment and Finance S.A.» с Британских Виргинских островов, но, видимо, получив соответствующие указания сверху, делал вид, что ничего не знает. И в этот раз он выяснял, что же удалось узнать японским инвесторам об их бизнес-партнере».

Судя по ответу японских представителей на прямой вопрос Сергея Яшина, они к этому моменту уже «созрели» для активных действий. Об этом, в частности, свидетельствует следующий диалог, еще одна цитата из нашей публикации:

«Встречу Сергей Яшин начал с вопроса в лоб (выделения здесь и далее сделаны нами):

 

«Могли бы рассказать мне о новостях по самому важному вопросу, как идут переговоры со Swinton?».

 

На вопрос ему ответили так:

 

«Шикамура: Вопросы касающиеся Swinton и Glendale больное место для КАР и Японских акционеров. Glendale сменил название на PSIL, и мы попросили PSIL о предоставлении финансирования в соответствии с SHA. На данном этапе, PSIL отказались предоставлять финансирование на основании того, что мы не предоставили достаточно информации, и они также не раскрыли никаких деталей в отношении их основного владельца и бенефициария.

 

Мы считали, что КАР предоставлял информацию, относящуюся к эксплуатации проектных подразделений для Glendale, вследствие того КАР управлял Glendale, но Glendale этого не подтвердил».

 

После этого представитель японских инвесторов озвучил информацию, которая, судя по всему, была очень важна для казахстанской стороны. Именно ее, судя по дальнейшему развитию событий, хотели услышать топ-менеджеры НАК Казатомпром» и люди, стоявшие за их спиной.

 

Цитируем сказанное господином Шикамура:

 

«В подобных условиях, понимая, что наилучшими действиями, которые стоит предпринять с перспектив EAL является разводнение доли PSIL, мы проинструктировали юридическую контору под названием Herbert Smith начать процесс».

Вечером 25 ноября 2010 года состоялась еще одна встреча между представителями «Marubeni Corporation» и НАК «Казатомпром», но на этот раз национальную компанию представлял вице-президент Галымжан Пирматов, нынешний председатель Национального банка РК.

Судя по всему, перед ним была поставлена задача доубедить японских инвесторов начать самостоятельно решить проблему под названием «Swinton Investment and Finance S.A.». Именно поэтому Пирматов сразу взял быка за рога.

Цитируем текст протокола вечерней встречи:

«Пирматов: На данном этапе нам до сих пор неизвестно, кто стоит за PSIL. Думаю, что лучший способ – попытаться разводнить их долю. Может быть, тогда они будут серьезнее, когда узнают, что их доля будет разводнена. Это будет началом переговоров. Вы ведете с ними переговоры напрямую?»

На что получил от японских представителей в целом положительный ответ:

«Шикамура: Мы поручили это г-ну Смиту и действовать очень осторожно. Ранее мы объясняли, что продадим акции в BU в адрес KAP, если разводнение сработает».   

Но, судя по дальнейшим словам нынешнего председателя Национального банка РК, этот ответ его не устроил, поэтому он начал мягко и ненавязчиво подталкивать своих визави начать действовать.

Как –пересказывать не будем, но хотим высоко оценить умение Галымжана Пирматова разговаривать с традиционно сложными в общении японскими инвесторами и производить на них впечатление своей искренностью и прямотой.

Кстати, в ходе встречи будущий председатель Национального банка РК проинформировал представителей «Marubeni Corporation», что планирует уйти в отставку в конце декабря 2010 года или в начале января 2011 года. Цитируем:

«Я предполагаю, что мы начнем перевозить вещи уже с того времени, я уже уйду в отставку к тому времени. Я еще не решил, куда пойду. Я получаю предложения. В Казахстане слухи распространяются быстро, и я уже принимаю много телефонных звонков с вопросами «Слышал, что ты увольняешься. Почему бы тебе не присоединиться к нам?» Думаю, над тем, чтобы присоединиться к частному сектору. У меня нет желания примыкать к бюрократии, где никто не желает принимать решения по сложным проектам».

Из данных на сайте Национального банка РК следует что Галымжан Пирматов действительно в 2011 году покинул НАК «Казатомпром» и возглавил в качестве президента компанию «Cameco Kazakhstan». Но судя по тому, что в 2015 году он стал заместителем председателя Национального банка РК, то, видимо, в последнем оказалось меньше бюрократии, чем в других государственных и квазигосударственных структурах. Ну или предложение со стороны тогдашнего главы этого ведомства оказалось очень привлекательным.

Ниже вся стенограмма с этой (второй) встречи 25 ноября 2010 года.

 

«25 ноября 2010 года 17:00 — 18:00 (в конференц-зале KAP)

КАР: Вице-президент Пирматов

Marubeni: Шикамура, Цунехара, Фуджии

Встреча проводилась на английском языке без переводчика. Шикамура начал встречу, дав краткое содержание обсуждений с г-ном Яшиным, которые имели место утром.

Пирматов:  На данном этапе нам до сих пор неизвестно, кто стоит за PSIL. Думаю, что лучший способ – попытаться разводнить их долю. Может быть, тогда они будут серьезнее, когда узнают, что их доля будет разводнена. Это будет началом переговоров. Вы ведете с ними переговоры напрямую?

Шикамура: Мы поручили это г-ну Смиту и действовать очень осторожно. Ранее мы объясняли, что продадим акции в BU в адрес KAP, если разводнение сработает.  

Пирматов: Я беру в целом, но KAP заинтересована в покупке акций BU. Однако, Это будет зависеть от цены. Ситуация изменится в зависимости от того, разводняете вы акции или приобретаете их. В любом случае, давайте поговорим об этом, поскольку японские учредители приобретают разумную долю. Еще не время обговаривать цену. Мы должны сконцентрироваться на вливании средств в КК и BU. 

Шикамура: Это означает, что Вы в целом заинтересованы в покупке акций BU по рыночной цене?

Пирматов: Верно.

В отношении бизнес-планов, когда мы говорили с г-ном Тобита, он отметил о снижении объема прироста капитала в КК примерно на 100 млн. долларов США, но в настоящее время он остается на уровне 150 млн. долларов США. Полагаем, что он останется в размере 150 млн. долларов США.

Проблема не в 80 млн. долларов США, 40 млн. долларов США, 30 млн. долларов США. Проблема с Uranium One. У нас не так много времени до собрания акционеров, которое состоится 8 декабря, поэтому нам нужно поскорее известить Грэхама.

Я также понимаю, что JBIC не хочет брать на себя риск Uranium One, но какова была бы процентная ставка, если КК заимствовал бы у Uranium One? А не нужно ли нам использовать механизм, при котором Uranium One был бы в неблагоприятном положении, если они предлагают высокую процентную ставку? В любом случае, мы должны проинформировать Uranium One о том, что объем прироста капитала увеличился, и Uranium One не сможет получить гарантию JBIC, потому что оба этих вопроса серьезны для них. 

Фуджии: В отношении снижения увеличения капитала на 100 млн. долларов США, это было предложено для того, чтобы обеспечить хороший рычаг, но мы не сдвинулись с мертвой точки, потому что стало ясно после переговоров с JBIC, что это будет невозможно. Пол уже сообщил на последнем собрании Наблюдательного Совета о том, что Uranium One не сможет получить гарантию от JBIC.

Пирматов: КАР нужно что-либо делать для NEXT? Нам нужно только ответить, когда они придут с вопросами или за документами.

Шикамура: На какое-то время этот вариант подойдет.

Пирматов: Вам нужно встретиться с Икесешевым и Премье-министром Массимовым, со Школьником и обсудить преимущественные права на покупку акций напрямую с ними. Вы должны запомнить две вещи в отношении данного вопроса. Во-первых, я уйду из КАР. Я выйду в отставку к концу декабря или максимум в конце января. Думаю, что предложение Марубени наилучшим образом подходит для проектов, включая полную гарантию от КАР, и я приложу все усилия, пока работаю, но вам предстоит иметь дело с Яшиным и новым Вице-президентом после моего ухода. Второй вопрос состоит в том, что действующий Премьер-министр Масимов находился на посту на протяжении четырех долгих лет, что довольно редко, поэтому он может быть замещен в любое время.

НО ОБСЕ в декабре, а Азиатские Зимние Игры в январе и феврале. Не думаю, что произойдут изменения Кабинете, пока они не закончат дела, но скорее всего, следует ожидать изменения в Кабинете после этих событий. Принимая во внимание эти обстоятельства, чем быстрее вы попросите их отказаться от преимущественных прав на покупку, тем лучше. В Казахстане не удивительно закончить всю деятельность, вам придется снова подавать запрос к новому правительству после того, как власть перешла от предыдущего правительства, даже если у вас было неформальное одобрение от предыдущего правительства. Также, когда вы просите об отказе, вам не нужно предоставлять им детальные разъяснения или объяснять происхождение. Например, партнер EAL не желает платить деньги или сотрудничать по проектам, поэтому мы разводняем их долю, и продаем некоторую часть акций в адрес КАР после разводнения. Вам нужно будет объяснить тот факт, что финансирование обязательств возникнет в случае использования преимущественных прав.

В противном случае правительство Казахстана может воспользоваться преимущественным правом, просто обратив внимание на цену. Официально, никто не должен знать собственности японских учредителей в EAL, поэтому нет необходимости ссылаться на этот факт. Если правительство Казахстана не примет никакого решения в отношении отказа об использовании их преимущественного права, вам нужно будет привлечь японское правительство. Лично я думаю, что КАР предоставит 100% гарантию.

Я скажу об этом руководству. Я не уполномочен принимать решения об увеличении количества акций японских учредителей. Что сказал Яшин по этому поводу?   

Шикамура: Он сказал, что КАР не может гарантировать увеличение акций, и что он постарается подумать положительно об увеличении текущей стоимости преференциальных акций, которая составляет 2000 т.

Пирматов: КАР перебазируется в Астану с января по март следующего года. Официальный срок – декабрь, но это нереально. Офисное помещение, которое еще строится, будет завершено к концу января, и я предполагаю, что мы начнем перевозить вещи уже с того времени, я уже уйду в отставку к тому времени. Я еще не решил куда пойду. Я получаю предложения. В Казахстане слухи распространяются быстро, и я уже принимаю много телефонных звонков с вопросами «слышал, что ты увольняешься. Почему бы тебе не присоединиться к нам?» Думаю над тем, чтобы присоединиться к частному сектору. У меня нет желанию примыкать к бюрократии, где никто не желает принимать решения по сложным проектам.  

Фуджии: Каков порядок получения одобрения в КАР?

Пирматов: Мы начнем процедуру, как только размер увеличения капитала/гарантии будет определен на собрании акционеров 8 декабря. BU будет легко, так как доля КАР составляет всего 5% и нужно только согласие КАР. С КК, однако, будет необходимо согласие Самук-Казына. Не могу гарантировать соблюдение сроков, если процедура вовлечет Самрук-Казына. Хочу напомнить вам, что произошло с предоставлением займа. Их не интересует, насколько это важно для бизнеса. Я нажимал на Президента Самрук-Казына, и заставил сделать дело вовремя.

Еще одна проблема с Самрук-Казына в отношении 100% гарантии от КАР.  Думаю, что КАР предоставит 100% гарантию, и что я хочу настоять на том, чтобы в правилах Самрук-Казына говорилось о том, что гарантии должны быть предоставлены. Для того, чтобы получить согласие на 100% гарантию, нам нужно разрешить им сделать исключение из правил, а Школьник должен убедить Премьер-министра Масимова, чтобы все получилось. Необходимо принятие политического решения. Мне нужно будет убедить Школьника заранее, но если вы приедете в Казахстан на собрание акционеров в декабре, полагаю, что будет лучше, если японские учредители поговорят напрямую со Школьником.             

Шикамура: Спасибо вам за откровенное мнение. Утром я разговаривал с Яшиным, но очевидно он тоже собирается поговорить со Школьником о вопросе преимущественных прав после того, как вернется в Казахстан. Мы бы хотели знать его ответ перед тем, как говорить с вами или с Яшиным на собрании акционеров в декабре. Когда вы планируете поговорить со Школьником?

Пирматов: Он должен вернуться в Казахстан 2 декабря, я поговорю с ним как только будет возможность. Однако, не могу обещать, потому что он может уехать в Астану сразу после своего возвращения.

Шикамура: Мы бы хотели связаться по телефону днем 3 декабря, чтобы узнать ответ Школьника.

Пирматов: Это будет зависеть от того, поговорю ли я с ним до этого времени, давайте общаться по электронной почте и осведомлять друг друга о положении дел.

Конец».

 

Предыдущие материалы этой серии можно найти по следующим ссылкам:

 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.