Казахстан намерен привлечь 150 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) к 2030 году и утверждает, что 2022 год стал лучшим годом для инвестиций из-за рубежа за всю историю наблюдений. Однако анализ официальных данных по ПИИ, проведенный по заказу Tristangate.com, показывает другую картину.

Иностранные инвестиции в Казахстан сегодня меньше, чем десять лет назад.

В 2022 году правительство объявило, что ПИИ достигли 28 миллиардов долларов, что является самым высоким показателем с 2012 года. Хотя ПИИ в 2022 году ознаменовали относительный пик по сравнению с предыдущими девятью годами, ПИИ в реальном выражении ниже, чем в 2012 году, когда они достигли 28,9 миллиардов долларов.

Кроме того, прямые иностранные инвестиции от ключевых инвестиционных партнеров сократились за последние десять лет.

Нидерланды, крупнейший инвестор Казахстана в 2022 году, инвестировали 8,3 млрд долларов США по сравнению с 8,7 млрд долларов США в 2012 году. Швейцария, третий по величине инвестор Казахстана, инвестировала 2,8 млрд долларов США по сравнению с 3,2 млрд долларов США в 2012 году. Германия — все 10 крупнейших инвесторов вместе — предоставила 3,3 млрд долларов ПИИ, что более чем на 40% меньше, чем они инвестировали в 2012 году.

Около 40% предполагаемых ПИИ Казахстана поступает из Нидерландов и Швейцарии — стран, которые хорошо известны как центры так называемых «фантомных инвестиций». Фантомные ПИИ являются результатом движения капитала через корпоративные оболочки в целях оптимизации налогообложения и не отражают реальную экономическую деятельность.

Согласно исследованиям Международного валютного фонда, примерно 90% иностранных инвестиций в офшорные центры (такие, как Нидерланды и Швейцария) являются фиктивными ПИИ. Например, Казахстан сообщает, что ПИИ из Нидерландов выросли на 16% в 2022 году, увеличившись на 1,3 миллиарда долларов по сравнению с 2021 годом. Однако ни одна крупная голландская фирма не объявила о планах инвестировать в Казахстан в этот период.

За последние 30 лет Казахстан не получил новых инвестиций в крупный морской или наземный энергетический проект. Значительная часть ПИИ, поступающих сегодня в Казахстан, связана с текущими капитальными затратами — всего по трем крупным нефтегазовым проектам, согласованным в начале 1990-х годов.

Такие случаи, как давний спор вокруг Тристангейта, подорвали доверие инвесторов.

В течение почти десяти лет Казахстан отказывался выплатить окончательное, обязательное и не подлежащее обжалованию арбитражное решение на сумму более 500 миллионов долларов США владельцам Tristan Oil, чьи активы были незаконно экспроприированы в 2010 году.

Вместо этого Казахстан принял мультиюрисдикционную правовую стратегию, разработанную сорвать арбитражное решение и избежать соблюдения обязательных международных договорных обязательств.

Иностранные инвесторы в целом согласны с тем, что Казахстан не может надеяться на привлечение иностранных инвестиций на желаемом уровне, если он не решит такие проблемы, как произвольное правоприменение, оспаривание договорных прав и тенденция законодательно устанавливать преференции для отечественных компаний.

Партнерский материал

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.