Приговор по делу о захвате аэропорта Алматы во время январских событий, а точнее 5 января 2022 года, должны огласить в 15.00, но активисты и родные обвиняемых собираются около суда уже утром.

К половине двенадцатого четыре беседки перед зданием заняты, и в них я вижу довольно разношерстную публику: активистов «Партии улиц», Демократической партии Мамая,  движения за политические реформы «Оян, Казахстан!», мужчин, переживших пытки во время Қаңтара, феминисток Жанар Секербаеву и Гульзаду Сержан, национал-патриотов, а также девушек и старушек в платках.  

В одной из беседок мужчина в черном жилете и белой рубашке сначала вспоминает предков, батыров Кабанбая и Богенбая, а затем просит Аллаха дать свободу всем гражданам Казахстана, рискнувшим ради своей страны. 

«Людей заранее обвинили, что они террористы, экстремисты, что они захватили аэропорт, — говорит вежливый и седой мужчина, Мейрхан Абдуманапов. — Генпрокурор Асылов объявил, что они группа террористов. Это все чушь, и надо судить самого Берика Асылова. Еще не было приговора, а он объявляет их террористами. Настоящие террористы – наша нынешняя власть, которая расстреляла свой собственный народ, распространив ложь, что Алматы захватили 20 тысяч террористов».

В другой беседке от жары спасаются  активисты «Ояна» и феминистки. У них традиционно наиболее красочные плакаты. На одном написано «справедливость невиновным», на другом – «активизм не терроризм».

Один из активистов левых взглядов, попросивший его не называть, сказал мне, что некоторые более консервативные активисты из соседних беседок смотрели на его соратника с крашенными волосами с неприязнью.

Но обошлось без конфликтов: представить этих людей по одну сторону баррикад, занятыми одним делом, не так-то просто, однако сейчас, нравится им это или нет, они все все же на одной стороне. По крайней мере, на ближайшие несколько часов, пока не объявят приговор.

Все они – и национал-патриоты, и феминистки, и либералы, и мусульмане – считают, что на скамье подсудимых оказались не те люди. 

Активистке, переводчице и журналистке Айгерим Тлеужановой, бывшему школьному учителю Каласу Нурпеисову и таксистам Нурлану Далибаеву, Ермухамету Шилибаеву и Жан-Айдару Карменову грозит от 5 до 11 лет лишения свободы. Именно столько запросила городская прокуратура.

Их обвиняют в участии в массовых беспорядках, организации захвата  международного аэропорта Алматы, нападении на «здания, сооружения, средства сообщения и связи или их захват», а Каласа Нурпеисова еще и в «неправомерном завладении автомобилем» и «грабеже». 

«Нурпеисов в группе лиц и в сговоре с Тлеужановой организовали массовые беспорядки на территории и в здании аэропорта, в ходе которых совершили неправомерное завладение транспортным средством, открытое хищение чужого имущества. В группе с Шилебаевым, Далибаевым и Карменовым и другими участниками массовых беспорядков совершили нападение и захват зданий стратегических объектов аэропорта и «Казаэронавигации», поставив под угрозу государственную безопасность, безопасность общественного порядка и самое главное, поставили под угрозу безопасность воздушного пространства, в последующем повлекшее причинение особо крупного ущерба, сопровождавшимся уничтожением и хищением имущества», — говорил во время прений прокурор Бекзат Сейтимбет. 

«Я поехала в аэропорт, в первую очередь, чтобы узнать, насколько достоверна информация о прилете российских войск. Второе, у людей, которые спускались с площади, мы узнали, что среди мирных митингующих ходят провокаторы, которые для дискредитации мирного митинга, народного протеста специально все поджигают, ломают. По этой причине, когда мы прибыли в аэропорт, первое, что мы кричали с Нурпеисовым: «Ничего не крушите, не ломайте, не трогайте, это наше имущество»,- говорила, в свою очередь, Айгерим Тлеужанова.

Незадолго до приговора она еще раз рассказала свою историю.

Вскоре после начала этого судебного процесса я узнал, что назначенный на это дело судья Мартпек Какимжанов в 2017 году отпустил на свободу обвинявшегося в получении взятки в 1 миллион долларов бывшего президента «Хоргоса» Василия Ни  после его чистосердечного раскаяния – неслыханный в наших условиях либерализм!

(Возможно, вызванный тем, что подсудимый был родственником известного, ныне покойного, казахстанского олигарха Владимира Ни, входившего в очень близкий круг приближенных Нурсултана Назарбаева).

Однако процесс о захвате аэропорта, начавшийся в марте, казался мне вполне гласным и состязательным, а судья  не раз соглашался со стороной защиты. 

Все репортажи с этого суда можно найти по ссылкам ниже:

 

 Айгерим Тлеужанова: «Я считаю это дело политическим заказом»

Дело по захвату аэропорта Алматы: прокурор просит от 5 до 11 лет

Дело о захвате аэропорта Алматы: начался допрос подсудимых

Дело о захвате аэропорта Алматы: свидетели никого не узнали

Дело о захвате аэропорта Алматы: комментарий адвоката

Суд по делу о захвате аэропорта Алматы: свидетели заявили о давлении

Дело по захвату аэропорта Алматы: свидетели путаются в показаниях

Дело о захвате аэропорта Алматы: «Мы не террористы, мы народ!»

Дело о захвате аэропорта. Потерпевшие никого не узнали

Дело о захвате аэропорта. Адвокат подала иск на Сенат

Дело о захвате аэропорта Алматы: предварительные слушания

За три с половиной месяца, что идет суд, стали известны довольно интересные факты. Например, что еще до появления толпы гражданских в аэропорту были военные, а потом они неожиданно снялись.

«Не знаю по какой команде, но курсанты военного училища снялись, уехали. Никого не было уже. Мы остались одни», — говорил в апреле бывший заместитель начальника подразделения аэропорта, свидетель Марат Тулегенов.

Другие свидетели заявляли о давлении на них в ходе следствия, потерпевшие не узнавали обвиняемых, а те, кто все же узнавал, говорили, что ни насилия, ни угроз с их стороны не было. 

Сегодня, в день оглашения приговора, очень жарко, но группу поддержки это не останавливает – они скандируют «Бостандык!» и «Халык террорист емес!».

Откуда ни возьмись появляются сотрудник акимата, прокурор и несколько полицейских. Первые двое в громкоговоритель сообщают, что действия активистов можно счесть за митинг.

Полицейские выслушивают упреки в свой адрес от старушек

Акиматчику и прокурору в ответ кричат: «Бостандык!», и они уходят, так ничего и не добившись.

В зале суда не протолкнуться. Группа поддержки обвиняемых, перед которой выстроились бойцы внутренних войск, достает плакат «Халык террорист емес!» 

Мартпек Какимжанов всходит на трибуну. Вокруг – камеры.

У судьи есть шанс доказать, что его либерализм в деле бывшего президента «Хоргоса» – в прошлом, в старом Казахстане, а теперь, когда Казахстан якобы новый, судья Какимжанов тоже обновился…

Но нет – всех приговаривают к реальным срокам: Айгерим Тлеужановой — четыре года лишения свободы, остальным – по восемь лет. 

На видео ниже видно, как происходило оглашение приговора.

Слева от меня сидит Шекерхан-апа, мать Айгерим. Она плачет.

Сын Жан-Айдара Карменова сжимает кулаки. Жена Каласа Нурпеисова в обморочном состоянии.

У Айгерим тоже слезы в глазах, но она держится. На видео ее последние слова перед тем, как на нее надели наручники. И ее попытка попрощаться с мамой. 

Тем временем перед зданием суда уже выстроены полицейские. Ждут автозаки.

Казахстан остается прежним. 

Все фото и видео в репортаже Данияра Молдабекова и Юлии Козловой

ПОСЛЕ ПРИГОВОРА

 

Мнение политолога Димаша Альжанова:

 

«Сложно представить, что дело по захвату аэропорта могло окончиться иным образом для Айгерим Тлеужан, Каласа Нурпеисова, Нурлана Далибаева, Ермухамета Шилибаева и Жан-Айдара Карменова. Поскольку в этом случае, шитая белыми нитками история Токаева про атаку террористов окончательно бы развалилась, открыв перспективу для обвинений в незаконном приглашении контингента ОДКБ (российских войск). При этом, очевидно, что осужденные активисты и простые граждане не иностранные террористы и не имеют к ним никакого отношения. Их показательно и цинично осудили к длительным срокам, в том числе за протест против режима и в назидание остальным».  

 

Мнение политолога Шалкара Нурсеитова:

 

«Есть три основных способа падения автократий. Первое — естественная смерть автократа. Второе — по соглашению представителей режима или в результате государственного переворота. Третье — результат народного восстания или гражданской войны. Решение суда «Нового Справедливого Казахстана» стало еще одним ударом авторитарного режима по обнищавшему обществу, которое уже потеряло надежду на справедливость, разочаровалось в политических «реформах» и теряет веру в будущее. Таким образом, увеличилась вероятность падения режима Токаева по третьему сценарию».

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.