Во вторник, 4 апреля 2023 года, в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы зачитали обвинительный акт в отношении переводчицы Айгерим Тлеужановой и бывшего учителя истории Каласа Нурпеисова. Их обвиняют в захвате аэропорта Алматы 5 января прошлого года.
На видео ниже прокурор Канат Амерсеитов.
Адвокаты обвиняемых и их близкие назвали документ «сказкой», а защитница Айгерим Тлеужановой хочет привлечь к ответственности Генерального прокурора Берика Асылова, которого считает клеветником после того, как в начале года он назвал Тлеужанову и Нурпеисова «экстремистами».
«Генпрокурор имеет неприкосновенность, но Сенат может лишить его этой привилегии. Поэтому изначально я написала заявление в Сенат, чтобы они лишили его неприкосновенности, а потом мы смогли подать на него в суд за клевету. Речь о том, когда Асылов назвал обвиняемых в захвате аэропорта «членами экстремистских групп». Это неправда, и генпрокурор грубо нарушил презумцию невиновности», — сказала «Республике» Айнара Айдарханова.
Адвокат также сообщила, что Сенат вернул ей заявление, и она подала иск в административный суд Астаны, чтобы заставить депутатов верхней палаты Парламента делать свою работу.
Перед началом суда другой обвиняемый, Калас Нурпеисов, сообщил «Республике», что тоже планирует подать иск.
«Я сейчас тоже готовлю материалы, чтобы сказать – пусть ответит (Асылов за свои слова – ред.), пусть найдет нас в экстремистских организациях. Обосновано, а не голословно. У нас командно-административная система – раз дали команду, значит надо подогнать (дело под версию Генпрокуратуры – ред.)», — сказал Нурпеисов.
Несколько месяцев назад он пытался покончить с собой. По его словам, на него давили и «обманным путем» пытались получить от него показания.
«Были угрозы, что переведут нас в камеры, в которых прессовать будут. Когда общество об этом узнало, они перестали», — сказал Нурпеисов.
По версии прокуратуры, 4 января 2022 года в Алматы и ряде других крупных городов Казахстана были «спровоцированы очаги массовых беспорядков с угрозой общественной безопасности, целостности Республики Казахстан». Алматы же стал «эпицентром организованных криминальными и экстремистскими группами массовых беспорядков, терроризма».
В тот же день двое обвиняемых в захвате аэропорта, Нурпеисов и Тлеужанова, оказались под административным арестом. Их обвинили в участии в несанкционированном митинге после поминок по Арону Атабеку. На следующий день, когда в Алматы протестующие заняли площадь Республики, и параллельно захватывались акимат и резиденция президента, активистов выпустили из спецприемника.
По версии прокуроров это произошло следующим образом:
«Около 18:00 часов участники массовых беспорядков, предварительно обладавшие информацией, что ряд гражданских активистов, отбывают административный арест в специальном приемнике для административно арестованных (СПАА — Ред), расположенного по адресу: г.Алматы, улица Лобачевского 10, пользуясь сложившейся обстановкой и численным превосходством, под угрозой применения в отношении сотрудников СПАА насилия опасного для жизни, освободилиадминистративнозадержанных Тлеужанову А.Е., Нурпеисова К.Ж. и других лиц.
После незаконного освобождения из СПАА, Тлеужанова А.Е., Нурпеисов К.Ж. и другие лица, направляясь на автомашине марки «KIA К 5» г/н 404 DDB 02 в сторону площади Республики, расположенной по ул. Сатпаева между проспектом Назарбаева и ул. Желтоксан, узнав о возможном прибытии войск Организации договора о коллективной безопасности, привлеченных для обеспечения правопорядка, оценив сложившуюся ситуацию в городе и происходящие события, где бесчинствующая толпа разъяренных людей создает хаос и беспорядки, понимая, что её можно использовать в личных противоправных целях, задались преступным умыслом на организацию и совершение массовых беспорядков, с использованием озлобленной толпы людей.
При этом Тлеужанова А.Е., Нурпеисов К.Ж. и другие лица понимая, что её можно использовать в личных противоправных целях, задались преступным умыслом на организацию и совершение массовых беспорядков, с использованием озлобленной толпы людей. При этом Тлеужанова А.Е., Нурпеисов К.Ж. и другие лица понимая, что для недопущения прибытия воздушного транспорта войск ОДКБ, способных воспрепятствовать и пресечь их преступную деятельность, вопреки Указу Главы государства №725 «О введении чрезвычайного положения на территории г.Алматы», выбрали объектом посягательства Международный г.Алматы (далее – Аэропорт), где планировали организовать массовые беспорядки, с целью остановить деятельность стратегического объекта».
Приехав с района площади Республики в аэропорт, говорится в постановлении прокуратуры, Тлеужанова и Нурпеисов пытались «согласно разработанному преступному плану» добиться «расположения со стороны участников массовых беспорядков и взять руководство над многочисленной толпой, для дальнейшей координации их действий в своих преступных целях».
«Для реализации единого преступного умысла, направленного на организацию массовых беспорядков, с целью формирования бесчинствующей толпы, Тлеужанова А.Е. и Нурпеисов К.Ж., начали обращать на себя внимание собравшихся путем призыва и высказывания о необходимости удержания Аэропорта для недопущения прибытия и ввода войск ОДКБ на территорию города Алматы, после чего вокруг них начала формироваться толпа заинтересованных людей. Тлеужанова А.Е. и Нурпеисов», — утверждается в обвинительном акте.
Когда прокурор Амерсеитов зачитывал обвинительный акт, в зале прозвучала реплика: «Кто автор этой сказки?»
Айгерим Тлеужанова в интервью «Республике» подчеркнула, что вечером 5 января их выпустили из спецприемника без каких-либо угроз со стороны приехавших за ними соратников по политическому активизму.
В открытом доступе есть видео, впервые опубликованное AbzhanNews, и на нем отчетливо видно, что 5 января активистов из спецприемника выпускают сотрудники в полицейской форме.
На прошлом заседании, по словам Тлеужановой, весь день решался вопрос о языке судопроизводства. Обвиняемые требовали, чтобы суд шел на казахском, но в конце концов им отказали.
«Что я могу сказать о суде? Все, что сейчас происходит, это абсурд. Посмотрите на меня – переводчика и журналиста. Или на Каласа Нурпеисова, учителя истории, активиста. Мы якобы все организованная группа, хотя я на суде с людьми познакомилась, только Каласа раньше знала. Якобы организаторы захвата аэропорта и беспорядков. Конечно, это абсурд и политический заказ», — сказала Тлеужанова «Республике».
БОЛЬШЕ о суде: Дело о захвате аэропорта Алматы: предварительные слушания
УЗНАТЬ историю Айгерим Тлеужан можно из наших публикаций:
В расход пошли мирные люди». В чем обвиняют Айгерим Тлеужанову
Еще один обвиняемый, 42-летний Нурлан Далибаев, по версии прокуратуры, 5 января участвовал в митинге в поселке Утеген Батыр Алматинской области, а потом на машине приехал в аэропорт.
В 19:58 якобы «по призыву Нурпеисова К.Ж. и Тлеужановой А.Е. со стороны шлагбаума в здание Аэропорта направились агрессивно настроенные лица, вооруженные различными предметами (спецсредства, палки, дубинки и т.д.), состоящие из более 30 человек, которые объединились в одну группу».
В обвинительном акте утверждается, что Тлеужанова и Нурпеисов, «убедившись в скоплении определенного количества сторонников рядом с ними, не посвящая их в свои истинные преступные намерения, направленные на парализацию деятельности воздушной гавани, в 19:59 часов, вместе с толпой, вошли в здание Аэропорта через центральный вход».
«С целью мотивации участников массовых беспорядков на совершение противоправных деяний, Тлеужанова А.Е. и Нурпеисов К.Ж. сопровождали свои действия лозунгами, касательно прекращения и смены власти Республики Казахстан, а также недопущения прибытия войск ОДКБ, восклицая следующее: «Правительство Казахстана вместе с Президентом и Елбасы покинули Казахстан. Народ добился своего и победил. Билік құлады («власть пала»). Назарбаев билігі құлады («власть Назарбаева пала»), халық таңдауы халықта («выбор за народом»), Акимат құлады («акимат пал»), билік халықтың қолында («власть в руках у народа»), Қазір аэропортқа әскерилер келе жатыр, аэропортты ұстау керек! («Сейчас в аэропорт направляются военные, аэропорт надо удерживать»), Әскерилерді қалаға кіргізбеу керек («военных нельзя впускать в город»)», — зачитал обвинительный акт прокурор.
В это время, по версии прокуратуры, в здание аэропорта вошел Далибаев, и вместе с остальными якобы принял участие в погромах и поджогах, чьей целью было парализовать аэропорт и не дать военным судам ОДКБ приземлиться.
Не ограничиваясь организацией массовых беспорядков в здании Аэропорта, удостоверившись, что для недопущения прибытия войск ОДКБ, необходимо отключение подачи электроэнергии к системному оборудованию по обеспечению безопасности воздушного движения, с целью парализации деятельности Аэропорта в целом, он, по версии прокуратуры, «решил продолжить свою преступную деятельность».
«При этом Далибаев, Шилибаев (Ермухамет Шилибаев – один из пяти обвиняемых – ред.), узнав преступные намерения Нурпеисова и других неустановленных лиц, направленных на парализацию деятельности Аэропорта и недопущения прибытия войск ОДКБ, решили объединить свои силы и действовать совместно, тем самым вступили с ними в предварительный сговор. В свою очередь, другие участники массовых беспорядков, не посвященные в истинные намерения Нурпеисова К.Ж., Шилибаева Е.М., Дәлібаева Н.С. и других неустановленных следствием лиц, воодушевленные их призывами, и чувствуя свою безнаказанность продолжали совершать погромы, поджоги, хищение имущества предпринимателей, уничтожать имущество Аэропорта, повлекшие причинение особо крупного ущерба».
После этого Нурпеисов, Шилибаев и Далибаев, как утверждается в обвинительном акте, пытались выключить светосигнальные огни на взлетно-посадочной полосе. Эти трое и другие люди, чьи имена в обвинительном акте не указаны, «в 20:13 часов, находясь на перроне Аэропорта, увидели аэродромный тягач марки «SCHOPF», стоявший возле воздушного судна марки «А-321» с бортовым номером P4-KGA (завершивший рейс Шри-ланка — Алматы)».
«С целью блокировки движения воздушных судов Нурпеисов, Шилибаев и другие лица пытались использовать аэродромный тягач для буксирования воздушного судна марки «А-321» с бортовым номером P4-KGA в район взлетно-посадочных полос. Указанные действия Нурпеисова К.Ж., Шилибаева Е.М. и других неустановленных следствием лиц были направлены на создание препятствий для взлетов и приземлению воздушных судов на территорию Аэропорта. В связи с отсутствием специальных познаний и навыков у Нурпеисова К.Ж. по эксплуатации аэродромного тягача марки SCHOPF», последнему не удалось довести задуманное до логического завершения, то есть использовать аэродромный тягач для отбуксирования воздушного судна в район взлетно-посадочных полос в целях блокировки движения воздушных судов», — утверждают в прокуратуре.
Пятый и последний обвиняемый, Жанайдар Карменов, по версии обвинения, присоединился к Нурпеисову, Шилибаеву и Далибаеву как раз в это время. После этого они направились в здание «Казаэронавигации».
Там, как говорится в обвинительном акте, четверо обвиняемых и другие «вторглись в здание Казаэронавигации», где завели работников компании в некий кабинет и потребовали отключить электричество на взлетно-посадочной полосе. По версии обвинения, обвиняемые угрожали сотрудником «Казаэронагации». После того, как электричество отключили, Нурпеисов, Далибаев, Шилибаев и Карменов покинули здание «Казаэронавигации».
Сведения о потерпевших, характере и размере причиненного вреда, по версии прокуратуры, выглядят так:
- АО «Международный аэропорт г.Алматы», представитель потерпевшего — Джазыбаев Альберт Темирбекович, 09.07.1973 года рождения, причинен материальный ущерб в размере — 313 850 654 тенге
- Филиал «ЮВ РЦ ОВД» РГП «Казаэронавигация», представитель потерпевшего – Афанаси Алексей Викторович, 17.07.1980 года рождения,, материальный ущерб отсутствует.
- АО «Air Astana» (и «FlyArystan»), представитель потерпевшего – Сугирбаев Ерболат Канатович, 03.07.1987 года рождения, причинен материальный ущерб в размере — 6 179 226 879 тенге (имущественный – 5 617 251 тенге, неполученный доход от отмененных рейсов – 6 173 609 628 тенге).
- АО «Авиакомпания SCAT», представитель потерпевшего -Юсупова Тахмина Тахировна, 04.08.1984 года рождения, причинен материальный ущерб в размере 272 149 965 (имущественный – 1 436 759 тенге, неполученный доход от отмененных рейсов 270 713 206 тенге).
- АО «QAZAQ AIR», представитель потерпевшего — Нугманов Бахытжан Байшуринович, 24.02.1963 года рождения, причинен материальный ущерб в размере — 260 000 000 тенге».
Обвиняемые категорически отрицают свою вину.
На видео ниже комментарии Ермухамета Шилибаева.
Следующее заседание суда состоится 11 апреля.
И вот что еще в завершение хотел бы отметить. Это уголовное дело, будь у нас реальные перемены, привлекло бы внимание всех или почти всех медиаресурсов, как это было, например, на суде по убийству Дениса Тена. ВСЕХ. А здесь как всегда два-три с половиной журналиста. Хотя, казалось бы, дело о захвате аэропорта… Нет «Жана Казахстан» и в журналистике нашей тоже.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – на этой странице.