Новый кабинет министров Казахстан сформирован. Поскольку его главой опять стал Алихан Смаилов, пятеро заместителей которого сохранили свои кресла, а вновь назначенный вице-премьер — министр иностранных дел Мурат Нуртлеу ранее возглавлял администрацию президента, ясно, что «экономический штаб» государства реформированию не подвергся.

Но при этом важно другое. За год после январских событий 2022 года Касым-Жомарт Токаев дистанционировался не только от бывшей президентской политической партии «Нур Отан», ныне «Аманат», но и от правительства, сделав его якобы подотчетным Парламенту и предоставив доминирующей в Мажилисе партии право выдвигать кандидатуру на пост премьера. 

Понятно, что второй президент РК сделал это не просто так или ради демократии, а исключительно в собственных политических интересах.  Судя по всему, преемник Нурсултана Назарбаева на «троне» осознал опасность отсутствия политической дистанции между собой и правительством, из-за чего он как глава государства автоматически лишался возможности сваливать ответственность за неправильную (провальную) экономическую политику на кабинет министров. 

И тем самым снимать эту ответственность лично с себя самого. 

В то же время Касым-Жомарт Токаев благоразумно сохранил за собой право давать «ценные руководящие указания» как премьер-министру, так и другим членам правительства. Благодаря чему обеспечил себе возможность в случае успешного развития экономики и социальной сферы возложить на свое чело «лавровый венок» победителя.

Или позволить себе принять его из рук своих сторонников.

Такая политическая мудрость свидетельствует, на наш взгляд, о том, что Токаев гибче своего предшественника, особенно в последние годы «царствования» последнего, но при этом он, в отличие от Назарбаева, не уверен, что ему удастся удержаться в кресле главы государства достаточно долго.

По нашей оценке, опасения Касым-Жомарта Токаева более чем обоснованы. И не только потому, что после трагических январских событий 2022 года государственная экономическая политика в Казахстане – это набор аварийных мероприятий, цель которых — или успокоить отдельные категории населения, или найти какие-то чудесные и одновременно безболезненные способы оживить нацэкономику. Но при этом данные меры не должны ущемлять «Старый Казахстан» в лице Нурсултана Назарбаева и его камарильи и не злить или провоцировать казахстанцев на повторение январского протеста. 

В результате экономическая политика в Казахстане невольно стала сиюминутной. Более того, есть ощущение, что предыдущее правительство РК все время запаздывало, поскольку главным образом реагировало на случившееся вместо того, чтобы формировать (предопределять) будущее.

Судя по всему, новое правительство Алихана Смаилова будет продолжать эту тактику по той простой причине, что, во-первых, этого ждет от него Касым-Жомарт Токаев, а во-вторых, в условиях сохраняющегося в республике авторитарного политического режима иное просто невозможно.

Более того, поскольку к многочисленным имеющимся экономическим проблемам, которым буквально нет числа, присоединились новые, вызванные геополитическим противостоянием между Россией и ее союзниками (в первую очередь Китаем) и  коллективным Западом во главе с США и Европейским союзом, новое правительство РК обречено исполнять роль пожарной команды, которая бегает по объятой огнем территории и пытается потушить все пожары.

В связи с этим позволим себе спрогнозировать, что максимальный срок «жизни» нового кабинета министров республики во главе с Алиханом Смаиловым вряд ли превысит два года. 

Почему мы так думаем?

Во-первых, по нашей оценке, к этому времени Касым-Жомарт Токаев и «легшая» под него часть правящей элиты должны уже отойти от «январского синдрома», то есть шока, чувства страха и неуверенности в силе государства, вызванных трагическими событиями января 2022 года.

Кстати, нечто подобное уже имело место быть в Казахстане после трагических событий 2011 года в городе Жанаозене, когда сразу после них местные и не только власти носились как оглашенные, делали все, что в их силах и даже сверх того, чтобы успокоить жанаозенцев.

Во-вторых, через пару лет к Акорде и правительству РК должно прийти озарение, которое настигло Нурсултана Назарбаева и его окружение где-то на рубеже 1993-1994 годов, когда они поняли что разговоров и уговоров в стране, подобной Казахстану, недостаточно, чтобы граждане массово мобилизовались и начали делать то, что нужно республике и ее национальной экономике.

Тогда первый президент РК и его организованная преступная группа (позволим себе так назвать соратников бывшего елбасы) взяли курс на усиление роли государства во всем, что попутно привело и не могло не привести к монополизации государственной власти в их руках.

По нашей оценке, с такой же необходимостью скоро столкнется и второй президент РК, поскольку очевидно, что более чем значительное число граждан республики отнюдь не готовы трудиться не покладая рук. А тем более жертвовать собой и своими интересами ради страны и народа.

И по нашим прикидкам число таких людей больше, чем было в республике в конце ХХ века.  Другое дело, что сейчас Токаев вряд ли решится на прямое повторение курса и тактики Назарбаева, поскольку «январский синдром» еще действует. А вот когда он ослабнет – наступит то самое время.

В-третьих, экономические проблемы, мучающие сейчас казахстанцев, вроде продолжающегося роста цен и тарифов, нехватки инвестиций в национальную экономику, неразвитости и слабости отечественного бизнеса, действительно сложные, и их нужно решать. Но при этом нужно трезво смотреть на ситуацию и не ставить неподъемные задачи. Однако именно этим и грешат сегодня как второй президент РК, так и его правительство.

К примеру, бессмысленно ставить задачу перед отечественными предпринимателями запускать в стране какие-то новые производства, более того финансировать или софинансировать эти дорогостоящие проекты из государственного бюджета или средств квазигосударственных компаний. Нужно просто оставить эту тему на усмотрение частного бизнеса.

Нет смысла поддерживать развитие малого бизнеса по всей стране, поскольку здесь главный фактор – наличие платежеспособного спроса на конкретной территории.

Бесполезно привлекать в страну иностранных инвесторов, поскольку они будут конкурентоспособнее национальных инвесторов только по трем параметрам – наличию более дешевого капитала, знанию производства и доступу к технологиям и оборудования. То есть тому, что можно купить за деньги.

Этот список можно продолжать до бесконечности. Но новое-старое правительство под руководством Алихана Смаилова обречено будировать волнующие казахстанцев темы, независимо от того, нужно ли кабинету министров ими заниматься и тем более что-то делать.

Беда в том, что все эти разговоры в пользу бедных не дадут никакого эффекта. Просто потому, что Казахстан — страна с очень большой территорией и настолько небольшим населением, что если посчитать валовой внутренний продукт даже не на одного жителя, а на один квадратный километр территории, то мы точно окажемся в конце списка.

Поэтому прежде, чем решать тактические и оперативные задачи, Акорде впору задуматься о том, как жить и действовать, исходя из существующих реалий, а не несбыточных надежд и мечтаний.

 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-747 977 5139 или на номер карты 4400 4301 4483 1945

И есть еще несколько способов – на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.