В четверг, 11 мая 2023 года, в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы продолжился допрос свидетелей по делу о захвате международного аэропорта Алматы 5 января прошлого года.

Оказалось, что  показания свидетелей, зафиксированные в материалах уголовного дела, противоречат показаниям, которые они давали в ходе состоявшегося сегодня судебного заседания.

Адвокат Жан-Айдара Карменова Шинкуат Байжанов обратил внимание свидетеля — диспетчера Ерлана Алибаева на то, что 12 сентября прошлого года, во время следствия, ему задали наводящий вопрос.

«Вы почувствовали страх, психоэмоциональную нагрузку, стресс и угрозу жизни, когда агрессивные лица прибыли в РГП «Казаэронавигация» и выдвигали требования отключения светосигнальных систем?» — процитировал Байжанов вопрос следователя  и ответ свидетеля: «Да, мне стало страшно, когда я зашел в кабинет и увидел неизвестных мне людей с арматурами в руках. От их действий и требований мне становится жутко и страшно. Они вели себя буйно, агрессивно, угрожали применить насилие».

 

— Сегодня вы говорите, что не было угроз, а в материалах дела говорите другое. Как это понять? Где же правда?  Насилия не было. Угрозы были?  

Алибаев ответил после короткой паузы:

— Угроз как таковых не было…

 

— Если вы испытывали страх или психоэмоциональную нагрузку, вы потом лечились у психологов, психотерапевтов или неврологов? Проходили лечение? Вы же испытали страх… — уточнил адвокат.

 

— Нет, ну я потом успокоился.

Адвокат Каласа Нурпеисова Абзал Айдарханов тоже обратил внимание на противоречия в показаниях.

Айдарханов указал, что в протоколе допроса Алибаев использует термин «мятежники», но на суде диспетчер сказал, что не использовал этого слова.

— Вы читали протокол допроса? Или просто подписали? — обратился к свидетелю Айдарханов.


— Я вам так скажу, я этого слова не произносил. Возможно, мне предыдущего свидетеля показания дали, мол, вы согласны? Но я не произносил, я даже не употребляю этого слова.

После этого Айдарханов сказал, что, хотя адвокаты не могут ничего утверждать, но все выглядит так, будто следователи давали свидетелям подписывать примерно одни и те же показания.

Айдарханов подчеркнул, что не самое распространенное слово «мятежники» ранее использовала начальница Алибаева, старший диспетчер отдела «Брифинг» «Казаэронавигации» Татьяна Щукина.

Читайте показания Татьяны Щукиной в статье Дело о захвате аэропорта Алматы: «Мы не террористы, мы народ!»

По словам Айнары Айдархановой, адвоката одной из обвиняемых Айгерим Тлеужановой, подозрительные противоречия в показаниях свидетелей – одна из характерных черт этого дела.

«Они не могут подтвердить те показания, которые дали во время следствия. Не помнят, не могут описать все детали. Не добившись нужного ответа, прокурор начинает зачитывать показания, которые они давали ранее, во время следствия, и уже ссылается на них. Такое было со многими свидетелями, в том числе и с самыми первыми, которые выступали в суде ранее», — сказала Айдарханова в комментарии «Республике».

А исполнявший обязанности директора «Казаэронавигации» Мухтар Шакенов и вовсе позволил себе высказать бездоказательное предположение: он заявил, что обвиняемый Карменов мог попасть в здание, «грохнув» кого-то.

Шакенов сказал это, отвечая на вопрос адвоката Байжанова.

— Как он мог проникнуть обманным путем (в здание – ред.), если он приехал прям к зданию «Казаэронавигации»?


— Мое предположение: мог кого-то грохнуть, снять пропуск, завладеть машиной и приехать на наш объект.

В этот момент в допрос вмешалась адвокат Айнара Айдарханова.

— Свидетель, вы говорите «грохнул» кого-то. Что это значит? — обратилась она к Шакенову.


— Убил кого-то, забрал. Мое предположение…

— Я обращаю внимание суда, что здесь рассматриваются фактические данные, которые знают свидетели, а не предположения. Прошу сделать замечание свидетелю. Если он знает, что мой подзащитный кого-то «грохнул», он должен довести это до суда. А если он только предполагает, это в будущем может повлиять на мнение суда в отношении моего подзащитного, — обратился к судье адвокат Байжанов.

Следующее заседание суда состоится 16 мая.

 

Все репортажи с этого суда по ссылкам:

 

Дело о захвате аэропорта Алматы: «Мы не террористы, мы народ!»

Дело о захвате аэропорта. Потерпевшие никого не узнали

Дело о захвате аэропорта. Адвокат подала иск на Сенат

Дело о захвате аэропорта Алматы: предварительные слушания

 

После суда участники процесса дали комментарии «Республике».

«Все, что сейчас происходит, это абсурд! — прокомментировала происходящее в суде Айгерим Тлеужанова. — Они что-то пытаются слепить, но у них ничего не получается».  И длиться этот абсурд будет, по ее мнению, еще 3-4 месяца. 

Адвокат бывшего школьного учителя истории Каласа Нурпеисова Абзал Айдарханов рассказал о ситуации, в которой оказалась семья обвиняемого — пятеро несовершеннолетних детей вынуждены скитаться по родственникам, так как квартира, в которой они жили, арестована.  

Адвокат Шинкуат Байжанов, защищающий интересы Нурлана Далибаева и Ермухамета Шилибаева, рассказал в комментарии на видео о противоречиях в показаниях свидетелей.  «Свидетели сами опровергают обвинения органов уголовного преследования», — говорит он.

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-747 977 5139 или на номер карты 4400 4301 4483 1945

 

И есть еще несколько способов – на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.