Новую порцию информации к размышлению приготовили для чиновников (и нас с вами) в фонде по возврату активов Elge Qaitaru. Интересно, что хотя названия компаний, включенных в цепочку незаконных сделок, меняются, но имена-фамилии богатых людей, организовывавших эти сделки, все те же.
На пресс-конференции, прошедшей в Алматы 22 февраля, директор фонда Оразалы Ержанов назвал все тех же олигархов Старого Казахстана — Тимура Кулибаева, Александра Клебанова, Сергея Кан и Кенеса Ракишева.
Причем средний зять первого президента Тимур Кулибаев «отметился» в двух из трех озвученных Ержановым кейсах.
«Где деньги, Тим?»
Первая тема касалась поглощения Халык Банком «Казкома» и БТА Банка».
В адрес фонда инсайдерским путем поступило «Рамочное соглашение между Правительством РК в лице минфина РК, Нацбанком РК, АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «Фонд проблемных активов», АО «Казкоммерцбанк», АО «БТА Банк», АО «Народный сберегательный банк» и гражданином РК Ракишевым Кенесом», датированное 2 июня 2017 года.
Согласно документу, «Фонду проблемных активов» для выкупа проблемных активов «БТА Банка» и «Казкома» Министество финансов РК направило 2,092 трлн тенге, а Нацбанк – 470,196 млрд тенге. А когда сделка была завершена, владелец 86% акций АО ККБ» Кенес Ракишев продал свои акции «Народному сберегательному банку» за 1 тенге. ФНБ «Самрук-Казына» также уступил свои 10,7% акций «Казкома» тому же «Народному Банку» также за 1 тенге.
«Между тем известный финансовый эксперт Мурат Темирханов на сайте exclusive.kz писал, что рыночная стоимость выкупленных активов по результатам независимой оценки составила 268 млрд тенге, то есть в 10 раз меньше, чем оплаченная сумма. В результате на такой покупке «Фонд проблемных активов» признал убыток 2,372 трлн тенге. Указанный убыток, состоящий из реальных народных денег, не мог испариться в воздухе. На чьем же балансе эта сумма отразилась как доход?..», — задается вопросом Оразалы Ержанов.
Напомнив про опубликованную Forbes.kz 21 мая 2018 года статью, утверждающую, что общее состояние Тимура и Динары Кулибаевых (именно они контролируют пакет акций «Народного банка — авт.) увеличилось с 4,2 млрд долларов в 2017 году до 6,4 млрд долларов за счет приобретения «Казкома», получившего перед продажей 2,4 трлн тенге госденег, он также интересуется:
«Если данное утверждение является верным, имеет ли Республика Казахстан право на часть акций «Народного Банка»?»
Вторая тема — имя Кулибаева всплыло в связи с проходящей сейчас забастовкой нефтяников мангистауского региона.
Напомним, что 11 декабря 2023 года около 500 работников компании West Oil Software начали забастовку в селе Жетыбай Мангистауской области. Они требуют присоединить их к «КазМунайГазу», а также распространить на них единую систему оплаты труда и обновить материально-техническую базу. Трудовой конфликт длится по сей день.
В Elge Qaitaru корни этого конфликта усмотрели в сделке 2011 года, когда «КазМунайГаз» за 334 млн долларов выкупил 100% доли участия в уставном капитале ТОО «Актаунефтесервис», в состав которого входил ряд ТОО, оказывающих подрядные услуги в нефтегазовом секторе.
«Ранее в сети Интернет была публикация, что реальным владельцем «Актаунефтесервиса» и конечным бенефициаром сделки является Тимур Кулибаев, бывший на момент ее совершения предправления АО «ФНБ «Самрук-Казына», в который входит АО «НК «КазМунайГаз». Если эта информация соответствует действительности, то это прямое коррупционное правонарушение (…) Просим провести проверку обстоятельств этой сделки, принять меры к взысканию 334 млн долларов и направить эту сумму на решение проблем бастующих нефтяников», — говорится в обращении Фонда в адрес уполномоченных органов
Как Клебанов и Кан сами себе «ветряную мельницу» продали
Коснулся Оразалы Ержанов и проблем в энергетическом секторе, где идет резкое увеличение тарифов для конечных потребителей тепло- и электроэнергии. По его мнению, причину того, что энергетикам не хватает денег на проведение ремонтов оборудования, которое начинает сбоить в отопительный период, нужно искать не в низких тарифах, а в нецелевом использовании средств.
В поле зрения Фонда попала сомнительная сделка – по покупке АО «Павлодарэнерго» 100% доли в ТОО «ЦАТЭК Green Energy» (ветряная электростанция мощностью 100мВТ) в ноябре 2022 года за 232 млн долларов. Для осуществления этой сделки «Павлодарэнерго» привлекло несколько кредитов, и в результате общие финансовые обязательства АО выросли с 43,9 млрд тенге в 2019 году до 199 млрд в 2022 году, а финансовые расходы увеличились с 3,6 млрд тенге в 2019 году до 29,4 млрд в 2022 году.
«Эти факты объясняют причины аварии на Экибастузской ТЭЦ, входящей в АО «Павлодарэнерго», в ноябре 2022 года — из-за отсутствия средств на ремонт, а отнюдь не низкие тарифы», — полагает глава Elge Qaitary.
Вместе с этим он отметил интересный факт: 47% доли участия в ТОО «ЦАТЭК Green Energy» «Павлодарэнерго» приобрело у АО «Circle Maritime Invest», принадлежащего Сергею Кану и сына Александра Клебанова Якову Клебанову.
«То есть господа Кан и Клебанов купили сами у себя, причем втридорога. Анализ показывает, что стоимость строительства ветряных станций не превышает 1,2-1,5 млн долларов за 1 МВт установленной мощности. А в этой сделке цена 1 МВт обошлась уже в 3,37 млн долларов», — подчеркнул Ержанов.
По его мнению, в этой сделке есть не только нецелевое использование средств, но и признаки незаконного вывода активов за пределы Казахстана.
Напомним, что АО «Павлодарэнерго» входит в состав группы предприятий «ЦАЭК», владельцами которого являются Александр Клебанов и Сергей Кан. Подробнее об этом в наших публикациях:
Работает УК, но не закон о возврате активов
Сомнения по поводу вышеописанных сделок Фонд в форме заявлений направил в адрес премьер-министра РК, генпрокурора, председателя Агентства по противодействию коррупции, председателя Агентства по финансовому мониторингу и председателя Комитета по возврату активов.
Но, как отметил Оразалы Ержанов, отношения общественников с чиновниками складываются неоднозначно:
«В 2022 году, когда Фонд начал работу, чиновники начали отвечать активно. Но какие это были ответы?
К примеру, первый наш запрос касался Карметкомбината, но нам ответили примерно следующее: «С комбинатом все хорошо, Лакшми Миттал – добросовестный инвестор, он выполняет все обязательства, а Республика Казахстан – сторонница исполнения договорных обязательств, мы никого трогать не будем».
Примерно такие же ответы были и по остальным нашим письмам.
Однако же по запросу относительно Евразийской группы мы получили более развернутый отчет – нам ответили, что проверка поручена Антикору по городу Астана, идет сбор информации, ее оценка, процесс этот сложный, и мол, когда мы все соберем, то поставим вас в известность. А Минфин предоставил данные по дивидендам, по реальной сумме долга группы.
Какие-то ответы работают, так скажем, в нашу пользу. Но о пользе для народа Казахстана что-то сказать пока сложно».
Под занавес брифинга Оразалы Ержанов высказал мнение, что принятый летом прошлого года закон о возврате активов до сих пор не работает:
«Да, власти отчитываются о возврате активов, но это связано с Кайратом Сатыбалды, Кайратом Боранбаевым. И по ним в плане возврата незаконных активов сработал Уголовный кодекс: по тем статьям, по которым они осуждены, подлежит конфискации все их имущество.
Но суммы, поступающие в рамках конфискации, поступают не на тот счет, куда должны поступать деньги от продажи активов, не на специальный счет казначейства.
А нам периодически сообщают: Сатыбалды добровольно то отдал, Боранбаев – это. Мы считаем, что власти вводят общество в заблуждение, уверяя, что таким образом идет возврат незаконных активов. К сожалению, это не так».
К слову, по последней информации сумма возвращенных активов составляет 1 трлн тенге, и идет проверка активов на 220 трлн тенге.
Читайте также по этой теме:
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.